Новости – Общество
Общество
«У нас система наставничества, она теплая и человечная»
Фото из архива школы села Паниковец
Ученики школы села Паниковец не занимаются с репетиторами, но поступают в лучшие российские вузы
5 июня, 2015 15:29
12 мин
В школе села Паниковец Задонского района всегда что-то происходит. На пришкольном участке в теплое время года гуляют мальчишки и девчонки. На футбольном поле практически в любую погоду ребята во время урока физкультуры или просто так гоняют мяч. Зимой лепят снеговиков, катаются на лыжах или коньках. Из окон во внеурочное время постоянно доносятся звуки репетиций мероприятий: музыкальных, игровых, литературных. Такое ощущение, что попадаешь в круговорот учебы и внешкольных дел. Причем «варятся» в них не отдельные активисты, а практически все ученики и учителя.
Вот первый тому пример, который я «поймала» на футбольном поле. Идет напряженная игра. Неподалеку, на импровизированной трибуне среди цветов, сидит старшеклассник с баяном в руках. Это музыкальный комментатор. Мяч прыгает от ноги к ноге — раздается полька-бабочка. В особенно напряженные минуты слышится что-то залихватское. Ну, а если гол — знаменитое «ми-ми-ми-до» Бетховена. Вокруг баяниста столпились мальчишки помладше. Одним глазом следят за матчем, другим — за музыкантом, стараются записать ноты.
Но самое главное — видно, что вся эта кутерьма не организована специально и заранее, а привычна ребятам.
За разъяснениями и комментариями спешу к директору. Вера Александровна Клещина сама встречает меня на пороге.
– Вера Александровна, у вас всегда так... кипуче?
– А как же. Причем во всех трех наших школах. Здесь, в Паниковце, школа основная. А еще два филиала в соседних селах, Каменке и Яблоневе, — рассказывает Вера Александровна. — Всего у нас обучаются около двухсот детей, плюс в одном из филиалов есть дошкольная группа из пятнадцати малышей. До недавнего времени мне приходилось руководить аж шестью школами сразу — в Липецкой области, пожалуй, это единственный случай такого большого образовательного «куста». Кроме того, в каждой нашей школе учатся ребята не только из «своих» сел, но и из близлежащих. Система доставки детей на занятия отлажена, маршруты у школьных автобусов непростые. Самый дальний пункт, откуда приходится забирать учеников, находится в двенадцати километрах от Паниковца. Правда, ни разу не случилось опоздания, а ведь дороги не везде асфальтовые, есть и грунтовые. Водители работают на совесть.
– По-моему, не только водители. У вас каждую минуту какие-то дела. Удивительно, когда ребята успевают учиться, притом успешно? Ведь школа из года в год показывает хорошие результаты на ЕГЭ.
– Да, с учебой наши ученики в ладу. К примеру, по русскому языку в прошлом году качество знаний составило 94%, по математике лишь немногим меньше. Два года назад у нас в базовой школе в одиннадцатом классе учились всего семь ребят. Все поступили в вузы: трое в липецкие и четверо — в воронежские. А ведь ни у кого из этих учеников не было репетиторов. И такая ситуация — не только с выпуском, о котором я рассказала. У мальчишек и девчонок нет возможности ехать «за образованием» в Липецк — все-таки 70 с лишним километров, без пересадки на автобусе не добраться. Даже для тех, у кого есть личный транспорт, возить своего ребенка к репетитору в Липецк — большая проблема. Легко ли тратить на дорогу несколько часов? Ведь взрослые еще и работают.
Фото из архива школы села Паниковец
Поэтому учителя стараются сделать так, чтобы нашему ученику для поступления в вуз хватило школьных знаний. Это покажется наивным, по современным меркам даже нереальным, но педагоги моих школ совершенно бесплатно и на совесть занимаются с ребятами дополнительно. У нас нет модного нынче термина «образовательные услуги». В Паниковце «живет» система наставничества, она гораздо теплее и человечнее. И, как видите, приносит свои плоды. Кстати, за последние четыре года из 22 выпускников 9 стали медалистами. А ведь жизненная ситуация у всех ребят разная.
«Школу называют “домашней”»
Мы заходим в здание. Оно не очень большое и, пожалуй, не особенно современное, зато идеально чистое. Такую чистоту нельзя создать лишь трудом уборщиц, ее надо постоянно поддерживать, как дома. Но надо сказать, и ребята, снующие в коридорах, хоть и ведут себя дисциплинированно, но не отличаются зажатостью и особой строгостью поведения.
Из учительской нам навстречу выходит красивая девушка и тепло обнимает директора.
– Знакомьтесь, — представляет мне ее Вера Александровна, — это наша выпускница, Софья Панова. Сейчас она оканчивает юридический факультет Воронежского государственного университета и уже приглашена на работу в одну из престижных липецких фирм, где проходила студенческую практику. Соня, как и многие наши «птенцы», почти на каждых каникулах навещает свою школу.
– Можно сказать, я попала сюда по несчастью, — вспоминает Софья. — Около десяти лет назад мы с мамой ехали на машине, мама была за рулем. На трассе впереди нас мчался большегруз. От него отлетела какая-то железная деталь и попала маме в голову. Мама умерла на месте, я чудом осталась жива. Родители к тому времени были уже в разводе, а я училась в другой школе. Тетя посоветовала перейти учиться в паниковскую школу. В Задонском районе ее называют не иначе, как «домашней», потому что здесь очень возятся с детьми.
– Я послушалась и теперь необыкновенно рада этому, — продолжает Соня. — Учителя отнеслись ко мне, словно к родной. Поддерживали, постоянно интересовались домашними делами, ни разу не отказали в помощи. У меня даже мысли не возникло, что по тому или иному предмету нужен репетитор. Скажем, если в семье мама или папа — профессионально владеют русским языком или математикой, будешь обращаться за знаниями по этим предметам к другим людям? Нет. Вот и со мной в Паниковце занимались, как с родственницей. И я с первой попытки поступила в университет. Но и став студенткой, на каждых каникулах наведываюсь в родную школу, словно домой. А уж про вечера встречи и говорить нечего. По-моему, скоро школе придется в день вечера встречи выпускников арендовать дополнительные помещения, все просто не поместятся в одном здании. А ведь выпускников с каждым годом все больше.
«Мы дружим с Тимирязевской академией»
География вузов, где теперь учатся паниковские выпускники, богатая: Липецк, Елец, Воронеж, Москва, Санкт-Петербург. Но особые отношения сотрудничества сложились у школы с Московской сельскохозяйственной академией имени К. А. Тимирязева.
Началось оно в 2006 году, когда ребята отправились в столицу на Всероссийскую выставку сельхозпродукции. Повезли овощи, выращенные на пришкольном участке под руководством учителя биологии Антонины Леонидовны Баловневой.
Фото из архива школы села Паниковец
Вообще, такое ощущение, что участок находится под вечным наблюдением. Сейчас лето, а ребята поливают редиску, которая, как известно, любит воду. Причем, что тоже кажется нереальным, поливают не на школьной практике, а просто из чувства ответственности. Посадили — значит, бросать нельзя. Установили дежурство и обеспечивают культуру водой. А могли бы в это время в интернете «зависать» — вот и говори о зашоренности современной молодежи.
– Ребята выращивают на пришкольном участке зелень и овощи для столовой, — рассказывает учитель биологии Антонина Леонидовна. — Горячее питание в школе не всем родителям по карману, а без него учебный день труден вдвойне. Вот сельские ребята сами и выращивают будущие салаты и борщи. И цена обедов существенно снижается, и интересные лабораторные работы получаются. Что касается нас, мы такие урожаи снимаем, что в сентябре 2006 года снарядили целую команду старшеклассников в Москву, на Всероссийскую выставку сельхозпродукции. Можно сказать, повезли продукты прямо с грядки. На нас сразу обратили внимание научные сотрудники Московской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева. Пригласили в общее дело: стали давать задания по выращиванию разных культур, мы их выполняли. Вскоре ребята так увлеклись, что по своей инициативе решили заняться микробиологией. Уже в следующем, 2007 году, старшеклассник Андрей Баловнев отправился на всероссийскую научно-практическую конференцию, проводимую под патронажем академии. Он сделал доклад о дереворазрушающих грибах своего района. Можно сказать, весь Задонский район пешком исходил и каждый вид древопаразита на учет поставил. За что и получил диплом лауреата. Сотрудничество с академией длится до сих пор. За эти девять лет многие наши выпускники стали ее студентами.
«У ребят много техники, но мало общения»
После уроков и дополнительных занятий ребята тоже не особенно спешат домой. В Паниковце работает многоплановая система кружков, секций, клубов. Все — бесплатные. К примеру, уже много лет при школе существует знаменитый на весь регион фольклорный ансамбль ложкарят, руководит им Виктор Иванович Шутик.
В ансамбль принимают всех, учат правильной постановке рук, ритму, основным дробям. Если что-то не получается, Виктор Иванович не дает повесить нос.
Вот и сейчас в одном из кабинетов слышны деревянные трели и наигрыши аккордеона. Приоткрываю дверь — репетируют. Ложки не у всех, у некоторых мальчишек деревянные трещотки. У некоторых ложки в левой руке, а не в правой.
– Мы с братом Никитой левши, — поясняет старшеклассница Ангелина Ганина. — А ведь у ложкаря основная рука правая, дроби выбивает она, а левая создает опору. Нам очень хотелось играть. И Виктор Иванович специально для нас разработал новую, зеркальную, постановку. Мы освоили ее довольно быстро.
– Конечно, ансамблю нужны выступления, а стало быть, костюмы, — опережает мой вопрос директор Вера Александровна. — И на уроках труда девчонки вместе с учителями сшили сарафаны и рубашки. Вообще, костюмерная в Паниковце уже огромная, здесь более пятисот нарядов, которые берегут и передают «по наследству». А выступать ребятам приходится частенько, причем не только в городах региона, но и далеко за его пределами — на творческих конкурсах и фестивалях. Здесь, конечно, снова встает вопрос денег. Но и его решают сообща. К примеру, недавно на Кудыкиной Горе (есть такой парк отдыха под Задонском) проходил танцевальный конкурс Черноземья. За каждого участника взнос — полторы тысячи. А из Паниковца мечтали поехать аж семьдесят человек.
– Мы за голову схватились — это же более ста тысяч, — продолжает директор. — Я уговорила организаторов принять моих детей бесплатно. Они согласились, но просили не рассказывать другим. Сказали, могут даже побить. Мы поехали молча, но с таким воодушевлением. Вообще, видя старания учителей, ребята начинают иначе относиться к своим обязанностям и делам. Беда нашего века в том, что взрослые уж очень облегчили детям бытовую сторону жизни и невообразимо усложнили ее духовную сторону. У ребят много «навороченной» техники, но мало обычного общения. Они воспитаны интернетом — большой мусорной кучей, где перемешаны мед и деготь, при этом и то, и другое в свободном доступе.
По словам Веры Александровны, в их школе все иначе: в городе учитель провел уроки и уехал домой, до конца дня он вряд ли увидится с учениками. А в селе, даже очень большом, все друг у друга постоянно на виду.
– Учеников мы видим не только на уроках, но и во дворе, магазинах, да и просто на улице. Мы постоянно «варимся в одном котле», и это очень роднит педагога и ребенка. Поэтому переживаем за детей так, словно они собственные. И занимаемся на совесть, как со своими. Ученики это настроение чувствуют и «заражаются» им. Помню, однажды мы готовились к какому-то смотру. После уроков устроили генеральную репетицию. Прогоняем раз, другой, третий. Уже вечереет, а мы все выступление отрабатываем. У меня мелькнула мысль: а ребятам это надо? Спросила у них. Ка-ак они хором закричали: «Да, очень!» Это было незабываемо, — подытоживает директор.
– У нас свой театр, мы часто выступаем в других городах: Москве, Питере, Рязани, Волгодонске, Орле, Ростове, — добавила Клещина. — Очень любим принимать гостей. Недавно была у нас делегация директоров школ Рязанской области. Мы показали литературную гостиную, посвященную творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова. Практически каждый подошел и поблагодарил. Очень многие пригласили нас к себе.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости