Новости – Общество
Общество
Соседи называют «чудиком»
Фото: Наталья Горяйнова / «Русская планета»
Деревенский старожил — об уникальных липецких блинах и народных традициях
11 марта, 2016 15:14
7 мин
Яичница в блинчиках — уникальное липецкое изобретение, блюдо, которое в 60–70-е годы подавали только в ресторанах. Местные жители считают, что ресторанное блюдо стало вариацией на тему деревенских масленичных блинов. В деревне Копцевы Хутора, что находится в 15 км от Липецка, блины на Масленицу принято есть с сырым яйцом.
– У нас в деревне блины сначала обливают растопленным маслом, потом смазывают сырым взбитым яйцом. Они так сочнее получаются. Откуда так повелось? Может потому что мы тамбовские (до 1928 года Липецк и близлежащие села входили в Тамбовскую губернию. — Примеч. авт.). Говорят, в Тамбове так едят. Во всяком случае, я кроме как в нашей деревне такого обычая больше не встречал. Я вот люблю блины раскрошить в миску, залить сырым яйцом и ложкой есть. Кто у нас любит послаще, то есть пожирнее, в яйцо масло топленное заливает и блины туда макает. Вообще, любые блины хороши, но лучше всего вкусные, — заявляет местный житель Анатолий Скачков.
«Дядя Толя» или «дед Толя» — так называет его местная ребятня, которую по праздникам он совершенно бесплатно катает на своей лошади. «Чудик» — такую характеристику дают соседи своему земляку. Дядя Толя у дома на склоне оврага разбил своеобразный парк, поставил детскую площадку с качелями и горкой, на краю обрыва установил беседку, откуда по вечерам приятно любоваться закатами, для любителей шашлыков соорудил печку-мангал.
В воскресенье, на широкую Масленицу, здесь будет для гостей и блины печь. Выставит блины по-липецки. Не тонкие ажурные на городской манер, а настоящие дрожжевые толстые. Рассказывает, берут два таких блина, укладывают в небольшой нахлест друг на друга, засыпают половину блина обильно сыром, потом разбивают яйцо, закрывают яйцо другой половиной и томят на сковородке под крышкой. Одного такого блина на весь день хватает. Главное условие в дяди Толином парке — не мусорить.
– Я хотел бы, чтобы вся деревня была такой. А то поставят забор за пять миллионов, а перед забором мусор все равно выбрасывают, — жалуется дядя Толя. — Однажды сижу у дома. Вижу, ребята с баулами идут. Говорят: «Можно мы на вашей площадке посидим». Я им отвечаю: «А что ж у своего дома не сидите?» «Да у нас там бардак» — говорят. Я им разрешил, только попросил мусор за собой убрать. У меня здесь четыре урны стоят. Они посидели полночи, песни попели. Утром я прихожу: вокруг окурки, бутылки, пакеты. Я каждое утро здесь убираю.
В деревню дядя Толя, работавший в Липецке и главным инженером, и главным механиком, вернулся в 1985 году. Признается, вместе с женой мечтали о городской квартире и городских удобствах, чтобы печку не топить, чтобы вода, теплая ванная и туалет в доме были — в деревне в те времена о газе только слышали, воду носили из колонки в конце улицы, свет и тот был с перебоями. Но когда, помыкавшись по съемным квартирам, получили вожделенное жилье, поняли, долго жить в городской тесноте не смогут.
– Сейчас в городе вообще не пробиться. Понастроили высоток, а парковок нет. Люди ставят свои машины за квартал от дома, — удивляется дядя Толя, автомобилист со стажем. — Я у своего друга, он тоже на пенсии, спрашиваю: что же ты в городе делаешь, во сколько встаешь? Он встает в 8 утра, — искренне негодует дядя Толя, который поднимается с петухами. — Он смотрит телевизор, — тут уже дядя Толя не может сдержать своих эмоций. — Что же там смотреть? Там одно и то же показывают. А то я — каждый день наблюдаю, как живое в огороде у меня растет. Разве сравнишь.
На телевизор у деревенского пенсионера и частного предпринимателя времени совсем нет: большой огород и три автовышки (подъемники, установленные на машину, — Примеч. авт), которые по словам дяди Толи, дают не только на хлеб, но и на масло, а икру дядя Толя не любит. Еще есть мастерская, где по проекту дяди Толи сделали пролетку и сани для лошади и приступают к изготовлению повозки для пони.
– Мой отец был конюхом. Все время при лошадях. Наверное, это в крови, — считает дядя Толя. — Работа раньше не позволяла лошадей завести. Хоть и небольшой, а начальник — нужно прийти раньше всех и уйти позже всех, чтобы в курсе дел быть. А заболел, на больничном долго держать меня не стали — частное предприятие, капитализм. Рак у меня. Вот пришлось уволиться. Зато лошадь завел — Текилу. У меня ее в прошлом году украли. Когда ее нашел, не поверишь, заплакал, так к ней привык.
Анатолий Скачков в бричке, сделанной по его эскизам. Фото: Наталья Горяйнова / «Русская планета»
На эту масленицу дядя Толя запряжет Текилу в новенькую, обитую бархатом пролетку. Еще в прошлом году катал детей на санях. Но зима-2016, шутит он, началась в январе, в январе и закончилась. Управлять пролеткой будет сам. Для этого даже купил окладистую черную бороду извозчика — дядя Толя любит удивлять односельчан. Несколько лет назад привез в свой парк и поставил в бывшую телефонную будку, чтобы сохранить от климатических явлений, гипсовый бюст Сталина.
– Реставратор мне уже несколько лет обещает заняться бюстом, но все никак. Поэтому пусть стоит под крышей — сохраннее будет. В школе в Липецке ремонт делали и бюст на помойку выбросили. Я его — цоп — и домой привез — не пропадать же добру. Последнее время ко мне часто стали приставить с предложениями продать. Но нет, пусть у нас в деревне стоит.
Из Мичуринска (Тамбовская область. — Примеч. авт.) дядя Толя пригнал настоящую карету — сдвинуть ее сможет только тройка лошадей. Дядя Толя надеется, что Текила в ближайшее время расширит его четвероногий парк и деревенские молодожены смогут прокатиться по улицам в белоснежной карете. А еще дядя Толя верит, что по его примеру не только все порядок перед домом наведут, но и деревья начнут высаживать — овраги разрезают деревню и отнимают с каждым годом все больше и больше земли.
– Я тут как-то на машине ехал, дороги еще не было. Меня занесло. И начал я скатываться в овраг. Если бы не дерево — упал бы, наверное. Поначалу я решил вдоль оврага забор поставить, чтобы машины не падали. А потом думаю, лучше забора деревья будут, — вдоль оврага дядя Толя высадил сосну, рябину, березу — больше сотни деревьев. — Жалко только, — сетует дядя Толя, — народ ленив стал, привыкли мы последнее время все готовое получать. Говорят, работы нет. Да как ее нет, если на всю деревню у нас две коровы и огороды пустые стоят. Возьми землю, работай на ней, будь хозяином земле и себе. Так нет, ждут, когда кто что даст. Приходят ко мне мужики стрельнуть на бутылку. Я говорю: «Покрасьте мне качели, тогда денег дам». Обижаются.
В прощеное воскресение дядя Толя у всех обязательно попросит прощения. Говорит, что хоть в Бога и не верует, не приучен, но лучше у человека прощенья попросить, чем злиться на тех, кто с ним не согласен.
– Говорят ведь, лучше здоровья человеку пожелать, чем обругать его, даже если он тебя обидел. Сегодня здоровья пожелаешь, завтра, а послезавтра он сам к тебе придет и прощенья попросит, потому что, когда ты добро посылаешь, человек это чувствует и сам к тебе с добром вернется.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости