Новости – Общество
Общество
«Слышь, начальник, на Игоревича не буксуй»
Фото из архива школы-интерната
Директор школы-интерната рассказал, как в его заведении возвращают детей из «пограничного состояния»
1 февраля, 2016 15:08
10 мин
Детский дом № 7 в городе Грязи Липецкой области имеет статус специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната VII и VIII вида. В нем проживают и учатся до 9 класса не только дети-сироты, но и ребята с задержкой психического развития и легкой степенью умственной отсталости. По окончании интерната практически все воспитанники поступают в средние специальные учреждения и в дальнейшем работают поварами, ветеринарами, автомеханиками и т.д. Этого удалось достичь во многом благодаря отлаженной работе директора и преподавателей. Здесь нет жестких рамок в воспитании подрастающего поколения, главная задача — чтобы ребятам было интересно.
Дмитрий Батищев лишился нормального сна в 25 лет, когда возглавил детский дом № 7 города Грязи Липецкой области. В наследство он получил не только здание 60-летней давности, но и устоявшуюся систему, в которой воспитание стояло особняком от образования.
Фамилия Батищева в Липецкой области на слуху. Отец Дмитрия, Игорь Иванович, директор коррекционной школы-интерната для слепых и слабовидящих детей города Липецка. Сын и не скрывает, что именно отец помог ему найти себя.
– Если твой отец, директор коррекционной школы-интерната, определяет тебя в первый класс к своим воспитанникам, тому может быть две причины. Первая: папа хочет доказать окружающим, что его учреждение — лучшее из лучших. Ведь у меня действительно были проблемы со зрением, которые надо было решать. Причина вторая: папа начал лепить наследника династии. Подозреваю, что отец руководствовался двумя мотивами.
– Каково было учиться в коррекционной школе?
– Мне там настолько нравилось, что я даже просил остаться с ночевкой. Я и сейчас общаюсь с бывшими одноклассниками.
Дмитрий Батищев получил экономическое, а затем юридическое и педагогическое образование. Как-то раз отец попросил сына помочь бухгалтеру, Дмитрий не отказал. Потом предложил попробовать себя в роли вожатого в лагере «Звездный», где отдыхали воспитанники его школы-интерната. Сын снова согласился. Вернувшись из армии, начал работать у отца и совсем скоро стал заместителем директора по развитию и общим вопросам. Дмитрия Батищева заметили в управлении образования Липецкой области и предложили возглавить детский дом № 7 города Грязи.
– Даже сон у меня стал рабочим, — подводит итог директор.
В детском доме проживало около 60 воспитанников. По утрам они учились в соседних школах, а днем возвращались и проводили остаток времени в четырех стенах. Отсюда возникали многочисленные конфликты с одноклассниками и жителями ближайших домов.
– Какие были ваши первые действия?
– Когда я пришел, школьный корпус был заколочен гвоздями, окна были аварийные, крыша протекала, канализация почти не работала. Когда отопительный период заканчивался, не было горячей воды. Требовался срочный ремонт. С финансированием где-то помогли районная, областная администрации, где-то — представители местного бизнеса, с которыми я сразу же начал налаживать дружеские отношения. А где-то я смог использовать федеральные программы и конкурсы. В результате отремонтировал весь школьный корпус.
– Как приняли преобразования сотрудники детского дома?
– С осторожностью. Но я им сразу сказал, что наша общая задача — сделать жизнь детей полноценной. Завоевать авторитет у ребят оказалось сложнее. Однажды, когда мальчишки плохо себя вели, я молча отжался на пальцах 50 раз. Повторить пока ни у кого не получилось. Не получается меня обыграть и в PlayStation, который я им подарил.
В детском доме заработали кружки и факультативы. Мы подружились с хоккейным клубом «Липецк», начали бывать на его играх. Хоккеисты подарили нам клюшки и коньки, и мы залили свой каток. Ребята поняли, что можно предлагать свои инициативы, и поездки стали организовываться чаще.
– Как вы собирали педагогический состав?
– По крупицам. Были только младшие воспитатели и единицы, которые не бросили детский дом в советское время. Среди них — Владимир Козлов. Недавно он отметил 75-летний юбилей, но до сих пор продолжает трудиться. Небольшой процент учителей случайно постучался в двери, да так и остался. Думаю, секрет в том, что я никого не ограничивал. Напротив, говорил: творите пространство под себя, не стесняйтесь. Хотите провести урок истории в музее? Пожалуйста. Я создам любые условия, но потом, конечно, и спрошу.
Фото из архива школы-интерната
В кабинет заглядывает девушка в рваных джинсах и с наполовину выбритой головой.
– Юлия Вячеславовна, проходите. Вы по срочному вопросу? Нет?
Обращается ко мне:
– Знакомьтесь, это наш педагог дополнительного образования с углубленным изучением информатики.
Мы с ней выходим из кабинета, и навстречу нам уже бегут дети. Они моментально обступают учительницу.
– У нас сегодня занятие будет?
– Что мы будем делать?
– Мы когда пойдем видео снимать?
– Подождите, подождите, — пытается она высвободиться из объятий. — Я чуть позже к вам подойду. Рада, — обращается к одной девочке, — посади, пожалуйста, ребят.
Те, вздыхая, уходят.
– Рада — моя ученица, восьмиклассница, — поясняет Юлия Карташова. — Раньше она была очень замкнутым ребенком и даже немного агрессивной. Помню, впервые пришла ко мне на занятие и сказала, что не хочет ничего делать. Я ответила: «Хорошо, тогда просто посиди». Несколько уроков она просто сидела, а потом втянулась в работу. Сейчас мы с ней очень хорошо ладим. Впрочем, я всех детей люблю.
– Как они вас приняли?
– Вы сами видите, что мой образ расходится с представлением об учителе. На прошлом месте работы из-за этого даже возникали проблемы. Однако когда я пришла устраиваться к Дмитрию Игоревичу, он сказал, что все будет зависеть от того, как я буду работать. С детьми контакт наладился сразу. Они увидели во мне «своего» человека, интересен им был и предмет, что я веду. А вот с преподавателями, признаться, оказалось сложнее. Но, когда они поняли, что я хочу работать, отношения наладились.
– Как проходят уроки?
– Я стараюсь показать, что при помощи компьютера можно зарабатывать себе на жизнь. Показываю, как надо работать с Word, Excel и другими программами, обрабатывать фотографии в Photoshop, монтировать видео в Pinnacle. У нас даже есть свой канал на ютубе.
По воскресеньям — дополнительные занятия, на которые ходят почти все. В прошлом году ко Дню учителя вместе с Карташовой ребята сняли небольшой фильм. Несколько раз выходили в город, подходили к прохожим и просили поздравить учителей школы-интерната. А потом смонтировали видео. Учителя были в восторге.
Не замечаем, как подходит директор:
– У нас многие преподаватели работают по выходным. У меня, что отработал, то и получил. Люди, которые будут ходить сюда за зарплатой, мне не нужны. Я стимулирую желание учиться, развиваться.
С 1 сентября 2013 года воспитанники детского дома перестали ходить в соседние школы. У них появилась собственная. Дмитрий Батищев добился реорганизации детского дома № 7 и присвоения ему статуса специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната VII и VIII вида.
Сейчас в нем проживают и учатся не только дети-сироты, но и ребята с задержкой психического развития и легкой степенью умственной отсталости со всей Липецкой области. Среди них и те, у которых есть родители, но требуется коррекционное образование.
Ребята учатся до 9 класса, а затем поступают в средние специальные учреждения. У школы-интерната налажены контакты с заведениями, которые могут предоставить детям общежитие. В основном воспитанников интересуют профессии отделочника, повара, ветеринара, автомеханика.
– Вы следите за их дальнейшей судьбой?
– Конечно. Причем, если раньше тех, кто все-таки пошел по кривой дороге, было большинство, сейчас ситуация изменилась. Иногда выпускники обращаются к нам за помощью. Проблемы бывают разные: кому-то надо помочь правильно оформить заявление на работу, а, бывает, человеку просто требуется выговориться.
Зачастую в местных СМИ появляются сообщения о детях, убежавших из того или иного детского дома.
– У нас был мальчишка, который хорошо учился, но у него было 46 самовольных уходов. Однажды руководитель правоохранительных органов сменился, и после очередного побега вызвал на допрос меня и этого паренька. Мальчишка зашел к нему и сказал: «Слышь, начальник, на Игоревича не буксуй, все нормально». Руководитель даже растерялся. Оказалось, паренек не захотел покидать школу-интернат и решил сбежать, чтобы прогулять экзамены.
Почти у всех ребят определенные проблемы со здоровьем, но здесь им дают возможность жить полной жизнью, развиваться.
– Задержка психического развития — пограничное состояние между нормой и умственной отсталостью. Мы корректируем его, и специальная комиссия ежегодно отдает в норму от двух до шести детей. Например, недавно наша воспитанница Марина Бабкина стала лауреатом премии, установленной президентом для поддержки талантливой молодежи. Марину номинировали на нее после победы на Всероссийском фольклорном фестивале «Псковские жемчужины», где она представляла Липецкую область. Девочка привезла туда керамические изделия, которые изготовила в кружке «Лепота» под руководством Светланы Пастуховой.
Директор хочет, чтобы дети его видели как можно больше, встречались с самыми разными людьми. Зоопарк, караоке, музей. Курск, Тарханы, Московская область. Рамок нет. У Дмитрия Батищева много интересных друзей, которые и в помощи не отказывают, и просто так приезжают, чтобы пообщаться с детьми.
– Секрет нашего успеха прост: для меня это не работа, а образ жизни.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости