Новости – Общество
Общество
«Здесь учителей интересует наше мнение по предмету»
В «Стратегии» преподают как кандидаты наук, так и обычные учителя, очень молодые, без грамот и наград, но с большой контактностью и умением общаться с детьми. Фото: Наталья Горяйнова / «Русская планета»
Репортаж из школы, где дети добровольно толпами ходят на уроки
1 октября, 2015 16:13
9 мин
Почти тысяча школьников со всех концов Липецка каждый день после уроков приезжают в центр дополнительного образования «Стратегия» и снова садятся за парты. Эта школа для одаренных детей работает уже пятый год. Корреспондент «Русской планеты» провела в ней один день.
Первые, кого встречаю в школе — многочисленные бабушки. В ожидании внуков обсуждают школьную программу: портфели тяжелые, задают много, — и с удовольствием рассказывают о своих вундеркиндах.
– Мой Ванечка в прошлом году решил участвовать в олимпиаде по математике — уж очень ему математика нравится, — говорит одна из бабушек Валентина Александровна. — Но призером не стал. А в «Стратегии» был разбор ошибок — ему очень понравилось, как объясняли. Да и другие ребята рассказали, что в «Стратегии» научат «щелкать» олимпиады. Мы вот второй раз сегодня пришли, но он говорит, ему здесь нравится очень. Хотя боюсь — в пятом классе такая большая нагрузка. Столько предметов изучают, а он еще и сюда ходить будет.
Признаться, не ожидала увидеть здесь столько детей. «Стратегия» представлялась этаким элитарным закрытым заведением для победителей олимпиад и отличников. Сейчас в центре образования учатся 650 старшеклассников и 450 малышей. На вопрос, почему «Стратегия» появилась в Липецке, неужели здесь так много талантливых детей, директор центра и доцент кафедры прикладной математики ЛГТУ Инесса Шуйкова отвечает так, как будто ожидала его:
– Мы этот вопрос буквально несколько дней назад обсуждали в Ельце на конференции. И мы там сформулировали понятие: презумция одаренности. Если измерить IQ учащихся, то будет процентов 10 так называемых одаренных детей. Будем заниматься только с ними, упустим других детей, кто хочет просто учиться и узнавать что-то новое. В «Стратегии» не главное — повысить уровень знаний, накачать детей знаниями, подготовить к ЕГЭ. Я сразу родителей предупреждаю — мы к ЕГЭ не готовим. Главное — создать среду, в которой детям будет комфортно и появится желание получать знания. Помню, как у меня самой в школе отбили желание участвовать в олимпиадах. Я не вошла в топ-10, хотя по математике у меня была пятерка. Меня отчитали перед всем классом. Я для себя поняла: в олимпиадах ни в коем случае участвовать не надо. Так что мы детей не трясем, как груши, требуя немедленных результатов. Образование — это вложение в будущее. Мы просто даем им возможность развиваться. Ребята здесь находят общество, которое им близко по духу.
К примеру, литературный класс «Стратегии» второй год переполнен. Никаких проблем ни с чтением книг, ни с восприятием лекций учителя. Родители звонят и благодарят: «Наконец-то дети начали читать» Шуйкова считает, что секрет в правильном преподавателе — в Ольге Михайловне Гречушниковой — и в том, что класс организовали, как свободный литературный клуб.
– Здесь всем дают высказать свое мнение, — как о давно наболевшем, говорит ученица гимназии № 1 Дарья Светличная. — Мы не просто проходим предмет, здесь интересует именно твое мнение по предмету, что ты думаешь, что у тебя в душе.
– А в школе не дают высказываться?
– Не то что не дают. Но спрашивают не всех и не всегда. А здесь всех, всегда и не по одному разу.
– И оценки ставят?
– За анализ произведений. Мы его раз в две недели пишем. Но Ольга Михайловна всегда объясняет, почему поставила такой балл.
– А у тебя баллы высокие?
– Не всегда высокие, но всегда обоснованные. Здесь обсуждается каждая работа.
– У Ольги Михайловны, наверное, особая методика, раз к ней так дети идут? — интересуюсь у Шуйковой.
– Ни одной методикой всего не опишешь. Это только человек и его отношение к делу. За то, что сейчас говорю, меня потом будут сильно ругать. Сейчас столько документов, учебников, методик, модернизация идет. Если вчитаться во все эти документы, то они очень грамотные и, наверное, в конце концов дадут результаты. Но главнее всех реформ, документов и методик — личность учителя. В образовании главное — личность, которая тебя воспитала.
Сейчас в центре образования учатся 650 старшеклассников и 450 малышей. Фото: Наталья Горяйнова / «Русская планета»
Шуйкова знакомит меня со старейшим преподавателем «Стратегии», кандидатом химических наук Алевтиной Аникеевой. Стаж работы — 48 лет. Интересуюсь у доцента педагогического университета, не скучно ли работать со школьниками.
– Ну, кто-то тренирует мозги — кроссворды разгадывает, а я с ребятишками олимпиадные задачки решаю. Для меня задачку решить — что конфетку съесть. Да, только со школьниками здесь, в «Стратегии», сейчас и интересно работать, — огорченно вздыхает Алевтина Александровна. — Я раньше в школе всегда любила преподавать — у ребятишек такие свежие мозги, интересные мысли. Когда не было ЕГЭ — нужны были знания, а сейчас детям нужна тренировка. Начинаешь детям что-то больше давать, а дети говорят: «Нам это не надо, на ЕГЭ это будет не нужно». И самое неприятное, что сами учителя в школах говорят: «Алевтина Александровна, мы их готовим к ЕГЭ», — а я-то думала, мы их химии учим. А на биохим сейчас недобор. Да вы, наверное, знаете про этот второй негативный отбор. Кто раньше приходил на биохим в педагогический? Правильно, те, кто не поступил в «мед». А сейчас те, кто никуда не поступил. Какой из него может быть химик, если он сдает обществознание? Сейчас ведь, чтобы поступить в педагогический институт, достаточно сдать ЕГЭ по обществознанию. Студенты биохима порой даже химических формул не знают.
В «Стратегии» преподают как кандидаты наук, так и обычные учителя, очень молодые, без грамот и наград, но, как говорит Шуйкова, с большой контактностью и умением общаться с детьми. На стенах коридора вывешены копии страниц из старых школьных дневников — только не учеников школы, а педагогов.
– Я просила своих преподавателей: покажите детям, что вы в школе не были ботанами. Не очень-то это получилось — много хороших оценок. Но слава Богу, хоть один нашел «двойку» по поведению, — смеется Шуйкова.
Директор ведет меня на первый этаж, показывает свою гордость — свежеотремонтированные и набитые техникой классы. В них есть как специальные наборы Lego и ноутбуки, так и 3D-принтер и квадрокоптер.
– Мы первые в Липецке начали продвигать робототехнику. В прошлом году на это направление у нас пришло сто ребят, в этом году уже больше двухсот, — шепотом, чтобы не мешать корпеющим над новыми моделями третьеклашкам, рассказывает Шуйкова. — «Стратегия» выставила пять команд на всероссийские соревнования по робототехнике. Наши ребята заняли первое место в Казани. Они создали роботов, добывающих вулканическую серу. Теперь ждем приглашения на международную олимпиаду, в Катар.
И тут же рассказывает еще про одну мечту — в «Стратегии» хотят заняться созданием летающих роботов. Очень дорогое по затратам, но очень перспективное, если смотреть в будущее, направление.
Работа центра построена по двум направлениям: группы олимпиадной подготовки, где все друг другу друзья-соперники, и научно-исследовательские группы, где тему для работы выбирают вместе на целый год. Кроме робототехники, популярны физмат и тот самый биохим.
– Вика, здравствуй, рада тебя видеть, — заглядывает в один из классов Шуйкова. — Ты снова на математику?
– Нет, я сестру на математику привела. У нее технический склад ума. Я буду заниматься историей. Я хочу быть востоковедом, китаистом, — непринужденно поддерживает разговор с директором десятиклассница.
– Это перспективно сегодня, — соглашается Шуйкова. — У нас сейчас тесные отношения с Китаем, — и мне поясняет: — Мы привыкли, что у нас дети постоянно меняют направления. Вот Вика в 7 и 8 классах ходила на физику, математику, химию и географию. Выпускница Люба Полянская мне недавно написала, благодарит за учебу в «Стратегии» и сообщает, что поступила в Высшую школу экономики на информационную лингвистику. А у нас ходила на литературу, на олимпиадах всегда занимала места.
В одном из коридоров «Стратегии» есть Аллея славы. На правой стене фотографии победителей всероссийского этапа школьной олимпиады, слева — съемки в администрации города, 27 школьников на приеме у мэра.
– Мы специально придумали, чтобы наших олимпиадников перед отъездом на всероссийский этап напутствовал глава города. Как президент напутствует спортсменов перед Олимпиадой, так и наши школьники слышат в свой адрес теплые слова от первых лиц. Это очень важно для детей — внимание взрослых. У нас ребята вместе с нашим преподавателем Татьяной Петровной Фоминой проводили в прошлом году исследование: на основе математической модели принятия решений и при помощи опроса экспертов принимали решение о покупке транспорта какой-то конкретной марки для управления транспорта Липецкой области. Они общались со специалистами управления. Детям приятно такое общение и внимание, они понимают, что нужны и важны обществу.
А еще, уверена Шуйкова, для развития детей нужны новые впечатления и путешествия. Сейчас она мечтает отправить детей на обучение во всероссийский образовательный центр «Сириус».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости