Новости – Общество
Общество
Курсы понижения квалификации
Фото: Владимир Смирнов / ТАСС
Как невысокий уровень подготовки школьных учителей сказывается на качестве среднего образования в Липецке
30 января, 2015 16:14
6 мин
Почему падает уровень образования в средних классах отечественных школ — этот вопрос стал одним из самых обсуждаемых на всероссийском семинаре-совещании, которое прошло в Липецке 29 января. В нем приняли участие 250 специалистов из 70 регионов России.
Липецкая область была выбрана неслучайно. Проект управления образования и науки региона — «ДНК образования» («Достижения наивысшего качества региональной системы образования») вошел в десятку лучших, из тех, что были представлены на всероссийском конкурсе по оценке системы качества образования. Он представляет собой систему поощрения школ и учителей за высокие достижения учеников. Только в 2015 году, по словам первого заместителя главы администрации области Юрия Божко, на стимулирующие выплаты учителям из бюджета региона будет выделено 150 млн рублей.
Ученик
На ЕГЭ 2014 года в Липецкой области 307 учеников получили высокие баллы и 7 учащихся набрали 100 баллов. По словам начальника управления образования и науки Липецкой области Юрия Тарана, по сравнению с 2012-2013 годами, это низкий, но объективный результат работы местных школ. В 2012 и 2013-ом оценки выпускникам были несправедливо завышены, считает Таран:
– Положа руку на сердце можно сказать, что 20% девятиклассников в нашем регионе после ГИА должны были бы остаться на второй год, иначе они слово «Россия» будут писать через «а» и с одной «с». Многие девятиклассники идут в 10-11 классы по настоянию родителей и по просьбе тех же учителей, так как у нас при финансировании школ осуществляется нормативно-душевой подход.
Таран выделил несколько проблем в области среднего образования в регионе: это качество условий для обучения в школах, качество процесса и качество результатов. По его словам, лучшее образование в Липецкой области дают больших школах, которые хорошо оборудованы. Поэтому в регионе продолжится процесс оптимизации образовательных учреждений, когда вместо нескольких малокомплектных школ будет создаваться одна, но крупная.
Также в области будет продолжена работа по региональному мониторингу качества образования. Уже два года, рассказал Таран, в регионе проходит добровольная проверка знаний учащихся 10-11 классов по математике. Пока в этом мониторинге участвует лишь 80% липецких школ:
– Для меня загадка, почему остальные 20% не участвуют. Наверное, бояться посмотреть правде в глаза — узнать, как в школе преподается математика. Мы видим снижение уровня учебных достижений по математике в 10 классе. Средний балл составляет 3,6, а процент обученности — 47. Это слишком мало, чтобы успешно сдать ЕГЭ в 11 классе.
Юрий Таран признает, что причина низких результатов — плохое преподавание. По словам руководителя федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергея Кравцова, самым слабым звеном в российской школе на сегодняшний день стали средние классы. Такой вывод чиновники от образования сделали после проведения национального исследования качества образования по математике среди учеников 5-7 классов, проведенного в 2014 году.
– В начальной школе качество образования очень неплохое. У нас неплохие результаты в 5 классе, и они начинают ухудшаться к 7 классу. Мы увидели, что акцент нужно сделать на основное звено. И сейчас вместе с министерством образования разрабатываем программу повышения качества образования именно в 6-7 классе, — заявил Сергей Кравцов.
Как он пояснил, будут проанализированы не только учебные материалы, по которым сейчас занимаются в школах, но и проведена оценка уровня педагогов:
– С 2016 года мы планируем проводить всероссийские проверочные работы во всех школах и во всех классах. Это станет единым инструментарием, на основании которого школы могут проводить свои внутренние проверочные работы для проведения самооценки. Это будет нужно и для оценки уровня педагогов, и директоров школ. Не для наказания учителей, а для того, чтобы понять реальный уровень, понять, какие меры по усовершенствованию педагогического образования, по повышению квалификации учителей мы должны принять.
Учитель
Получение образования, по словам заместителя министра образования и науки Хабаровского края Виктора Москвина, в современной школе похожа на игру в рулетку: «попал к сильному преподавателю — пошел вверх, попал к плохому учителю — уровень знаний стремительно идет вниз».
По словам Юрия Тарана, 43% липецких родителей заявили о том, что знаний, которые дает школа, не хватает для успешной сдачи ЕГЭ. В Липецке, согласно анкетированию, проведенному среди родителей выпускников на муниципальных родительских собраниях по вопросам проведения Единого госэкзамена, 88% 11-классников занимается с репетиторами.
По мнению председателя департамента образования администрации города Липецка Евгения Павлова, в том, что учителям не доверяют, виноваты как сами родители, так и школа.
– Сейчас родители не верят оценкам в школе и предъявляют к ребенку завышенные требования, не учитывая его психологические способности и мотивирующие факторы. Работа с репетиторами — это альтернативный способ, который не всегда срабатывает, особенно при поступлении в топовые вузы страны. Потом оказывается, что ребенок либо не тянет учебу в вузе, либо становится неуспешным в жизни. И да, уровень подготовки учительских кадров снизился. Выпускников стало намного меньше, а вузов намного больше. Приоритетными специальностями стали другие: юристы, экономисты. Вместо двух вузов, что существовали в Липецке, теперь 12. Дети по ним разошлись. И в педагогический вуз теперь идут не с самыми высокими показателями успешности в школе.
По словам Юрия Тарана, одной из главных задач, решением которых в ближайшее время займется регион, станет повышение профессионального уровня самих педагогов. Вместе с Рособрнадзором будет разработан проект по мониторингу оценки качества их подготовки.
– Мониторинг будет проведен как в региональных учреждениях (у нас в области два педагогических колледжа), так и на федеральном уровне, в вузах, которые ведут в области подготовку учителей. Прежде всего, начнем с того, как будущие учителя учатся, насколько они успешны как студенты, а потом продолжим анализ их деятельности как профессионалов, — рассказал «Русской планете» Юрий Таран.
И все же, уверен ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко, повысить уровень учителей может только повышение уровня зарплаты. Несмотря на то, что она достигает средней по региону, по мнению Евгения Павлова, остается достаточно низкой, чтобы привлечь в липецкую школу качественные кадры.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости