Новости – Общество
Общество
От зерновушки до лихоманки
Кукольная история Раненбурга-Чаплыгина в изложении Елены Подлесных. Фото: Наталья Горяйнова / «Русская планета»
Чаплыгинская мастерица рассказала, как восстанавливает с помощью кукол историю России
8 октября, 2015 14:19
6 мин
Тряпичные куклы, куклы из папье-маше, вязаные, из полимерной глины — в небольшом 12-тысячном Чаплыгине открылся уникальный музей авторской куклы. Появился он в считанные месяцы. На фестивале «Народный романс» в усадьбе Семенова-Тян-Шанского творения кукольницы Елены Подлесных увидел глава Чаплыгинского района Николай Климов. Он и предложил мастерице возглавить музей кукол.
– Николай Петрович сказал мне, что давно мечтал о подобном музее в городе, только искал человека, который смог бы все это взять в свои руки. Сначала я хотела отказаться, потому что у меня маленький ребенок, 4 года младшей дочке. Но от себя, видимо, не уйдешь, и я взялась, — рассказала РП Елена Подлесных.
К судьбе кукольницы Елена шла почти 40 лет. Сначала работа портнихой в местном ателье. В 90-е, когда шить было некому, да и не из чего, переквалифицировалась в бухгалтера. Но, как признается сама, душа не лежала к этой работе. Найти свое призвание помогла старшая дочь Настя. В 7 классе она приняла участие в олимпиаде по технологии. И обратилась за помощью к маме.
– Мне дочь говорит: «Мама, нужно как-то выделиться». Ну, мы и выделились: решили сделать куклу из алебастра. Это было что-то с чем-то, — смеется над своим первым опытом Елена. — Это было жутко и страшно. Но мы заняли первое место. Так что для меня школа стала двигателем. Школа — это вообще двигатель всех мам.
Первый удачный опыт заставил Елену залезть в интернет и прочитать все возможное про лепных кукол. Почти два года потребовалось Елене, чтобы отточить мастерство кукольницы и начать выставлять свои шедевры. Теперь куклы — это не только увлечение, но и работа.
В чаплыгинском музее кукол каждый зал — страничка истории России. Через кукол говорит Елена, можно проследить, во что верили, как жили и о чем мечтали.
Вот безликая народная кукла: от толстой зерновушки, которая спасала семью в голодный год, и благоуханной травянички, с помощью которой лечили от насморка и бессонницы, до целого собрания лихоманок, которыми отпугивали от ребенка разные болезни и саму смерть. По куклам, рассказывает Елена, еще сто лет назад сваты выбирали невест. Именно так выходила замуж ее бабушка, Анастасия Афиногеновна, сама знатная кукольница и портниха.
– Это был обычай. Перед сватовством смотрели, каких кукол может делать девушка. По ним судили, какая она мастерица и хозяйка: как умеет шить, подбирать материал, насколько аккуратна и старательна. Хороших кукол делает — и хозяйка хорошая, откуда нужно руки растут. А нет — в девках промается, — рассказывает про старые обычаи Елена.
Директор Чаплыгинского музея кукол Елена Подлесных с куклой-зерновушкой. Фото: Наталья Горяйнова / «Русская планета»
В приданое за бабушку Елены сваты взяли сундук кукол, которые сделала сама невеста — такими красивыми были тряпичные девушки. Кукольных мужчин в крестьянских семьях было не принято делать, поясняет в ходе экскурсии Елена, — мужики всегда на работе, им не до развлечений. Когда в позапрошлом веке девочки играли в дочки-матери, за папу шел березовый или сосновый чурбачок.
Особая комната — советская. Здесь все пахнет ностальгией по ушедшему детству. Тут и мечта всех девчонок 70-х — миниатюрная швейная машина, которая шила не хуже взрослой, настоящей. И ходячая кукла Нина — наш ответ Барби. Несмотря на свой солидный возраст — 30-летняя Нина до сих пор активно шагает по символу советского благополучия — шерстяным коврам. Специально для куклы, по словам Елены, выпускался даже журнал мод, где были выкройки кукольных нарядов.
– Этот зал мы собирали всем Чаплыгиным. Бросили клич. Люди открыли все свои сундуки и чердаки. Я, наверное, целый месяц все эти экспонаты замачивала и отмывала. Кому глаз вставишь, кому прическу поправишь. Платья и наряды пришлось всем новые шить — время жестоко и к куклам тоже, — говорит Елена Подлесных.
Особое место в музее — современная авторская кукла. Для сменной экспозиции выделен отдельный зал. Елена говорит, что только в Чаплыгине семь–восемь женщин профессионально занимаются куклами. А в Липецкой области мастериц еще больше. Так что в музее готовы открывать миру новые имена и сотрудничать с разными городами и странами.
Сама Елена для музея сделала специальную экспозицию — кукольную историю Чаплыгина. Так появился город в миниатюре: от села Слободское и крепости Ораниенбург, заложенной Петром I и Александром Меньшиковым, до Раненбурга (до 1948 года так назывался город Чаплыгин — Примеч. авт.) и Чаплыгина нынешних дней.
– Я люблю характерных кукол делать, — рассказывает Елена. — Вот на вокзале сидит мой Ваня, сразу видно, простой парень, из деревни приехал. А вот Меньшиков с Петром и Екатериной.
– По вашей Екатерине сразу видно, что она всеми этими мужчинами вертит.
– Да, и не только мужчинами, всей страной может. Вы посмотрите, посмотрите, какой взгляд, какая гордая осанка, — как о живом человеке рассказывает о кукле Елена. — Я мечтаю в куклах всю историю Чаплыгина восстановить. Сделать макеты старинных зданий, чтобы в этом антураже жили куклы.
– А современных чаплыгинцев с соседей лепите?
– Нет, в этом плане я очень суеверна. Никогда не леплю куклу с живого человека, хотя с такими просьбами встречалась. Кукла — это отдельное существо, у него своя судьба и свой характер. Когда лепишь куклу, характер так и лезет. Единственное, что я подсматриваю в современной жизни — это ситуации. Однажды у нас в парке увидела такую картинку: на одной скамеечке сидят старенький седовласый дедушка и юная девушка — такая трогательная встреча поколений получилось. Сразу захотелось эту ситуацию увековечить. Так появилась у меня композиция «На скамейке». Здесь даже фонарь светит.
– Я смотрю у куклы и ноутбук модный.
– А как же. Я иногда люблю их баловать. Бывает, делаешь куклу, а она такая милая получается, что хочется для нее что-то красивое купить — и заказываешь кому-нибудь кружевные перчатки или обувь модельную. А эти туфли стоят столько же, сколько у меня, — смеется Елена.
Следующим большим проектом музея станет портретная кукла. Здесь планируют воплотить в куклах всех выдающихся людей XX века.
– Первой мы сделаем Фаину Раневскую, — мечтает Елена Подлесных. — Конечно же, Путина разместим и английскую королеву Елизавету II.
– Барака Обаму?
– Ой, нет, — отмахивается Елена. — Нам нужны только положительные герои.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости