Новости – Общество
Общество
«Если цивилизация рухнет, выживут только туристы»
Режиссер Владимир Корзинкин. Фото из его личного архива
Как в Липецкой области снимают научно-популярный фильм о каменном веке
28 августа, 2015 14:45
6 мин
В декабре 2015 года в Липецком областном краеведческом музее откроют большую археологическую экспозицию. В трех залах разместятся более 500 экспонатов, найденных в регионе за последние 100 лет археологических изысканий. К открытию липецкие режиссеры снимают серию документальных фильмов, которая охватит историю Липецкой земли, начиная с каменного века и заканчивая Средневековьем. Корреспондент РП побывала на съемках первой серии, посвященной первобытным людям.
– Главная загвоздка при съемках такого фильма — натура. Если человека довести до первобытного состояния просто — не стричь, не брить и нарядить в меховые одежды, то с природой не поспоришь. Это сейчас на липецкой земле тепло, леса и луга кругом, а 20 тыс. лет назад здесь была настоящая тундра, бегали северные олени, шерстистые носороги и мамонты, — перечисляет мне трудности режиссер фильма, член Союза кинематографистов России Владимир Корзинкин.
Поэтому для съемок он решает выбрать Воргольские скалы. Горы за тысячи лет мало изменились.
Съемочная группа собирается у Копченого камня — так названа одна из Воргольских скал. Скала рассечена огромной трещиной. В ней таится огромная пещера. Согласно легенде, здесь жили первобытные люди, от дыма костра пористый камень скалы сильно закоптился — отсюда и название. Это еще одна из причин провести здесь съемки, поясняет Корзинкин.
Пока устанавливается аппаратура, слежу за перевоплощением цивилизованных хомо сапиенс в первобытных охотников. Среди актеров одни мужчины. Их, признается Корзинкин, легче сделать первобытными. Главным критерием отбора на роль охотников палеолита было наличие «дикой бороды».
– Грима никакого не нужно, — рассказывает один из актеров, фотограф и документалист Сергей Белых. — Волосы я уже давно не стригу. Вот только с бородой пришлось помучиться. Я три месяца не брился. Мне родственники говорят: «С бородой ты на 10 лет старше выглядишь». Но мне еще повезло, она аккуратно растет, во все стороны не лезет — нам же запрещено пользоваться ножницами.
Первым делом после съемок он сбреет бороду — это уже ультимативное требование жены. А сейчас примеряет меховую одежду — ее предоставили реконструкторы.
– Какие ощущения? — интересуюсь у Сергея.
– В штанах достаточно удобно, но жарко. В них бы зимой ходить, — говорит Белых. — А вот обувь превосходна. Хоть и обут, но ощущения, как будто босой ногой по земле ступаешь, подошва не мешает чувствовать каждый камушек. Совершенно другая связь с землей.
Игровых эпизодов в фильме несколько: разжигание костра, охота на мамонта и наскальная живопись. Режиссер решает начать с самого, как ему кажется, легкого — добычи огня.
– Огонь в каменном веке добывали тремя способами. Самые распространенные и простые — высекание и трение, — консультирует заведующий отделом археологии Липецкого областного краеведческого музея Александр Гепалов.
Эпизод из научно-популярного фильма об эпохе палеолита. Первобытные люди разжигают костер. Фото из архива Владимира Корзинкина
Режиссер решает, что высечь огонь из кремния будет гораздо быстрее и эффектнее. Однако проходит дубль за дублем, а костер так и остается незажженным. Для съемок остается мало времени: солнце уходит, надвигается гроза — все уже явно нервничают.
– Берите зажигалку, — машет рукой режиссер. — И монтаж нам в помощь.
– Да, если цивилизация рухнет, выживет только мастер спорта по туризму. Ну, может, еще мы, археологи, недельку-две продержимся. Для остальных счет идет на дни, — мрачно, в тон погоде шутит Гепалов.
Отснятый игровой материал будет компоноваться с фотографиями архивных экспонатов каменного века и документальными съемками раскопок Гагаринской верхнепалеолитической стоянки. Как жили и чем занимались в свободное время первобытные люди, впервые русским археологам рассказала стоянка первобытных охотников, найденная близ села Гагарина в Липецкой области. Она была открыта, вернее отрыта, еще в 1925 году. Обнаружили ее случайно — при строительстве погреба житель села нашел нагромождение крупных костей. К изучению стоянки археологи возвращались на протяжении нескольких десятилетий.
– Гагаринская стоянка представляла собой жилое поселение с обжитой вокруг территорией. Жилище в Гагарине было округлой формы. В середине размещался постоянный очаг. Здесь изготовляли орудия, охотничье снаряжение. На стоянке были найдены каменные наконечники от стрел. Здесь же обрабатывались шкуры и шилась одежда. Кстати, костюмы современных народов Севера напоминают одежду первобытных охотников, — рассказывает Александр Гепалов.
– И на кого в основном охотились?
– На песца, лисицу, зайца, мелких грызунов. На стоянке было найдено много костей первобытного быка. У нас в музее хранится бивень мамонта. Существует распространенное мнение среди историков, что в каменном веке была распространена коллективная загонная охота. Но есть версия, что наши предки были не только охотниками, но и падальщиками. Все-таки размеры мамонта были таковы, что на него трудно было охотиться. Так что с охотой до сих пор не все понятно.
Зато, по словам археолога, наши исторические предки однозначно были людьми творческими. На Гагаринской стоянке нашли несколько статуэток с изображением обнаженной женской фигуры — так называемые «мадонны палеолита»:
– За все время исследований в Гагарине обнаружено пять полностью законченных женских фигурок. Первая подчеркнуто полной формы. Вторая средних размеров. Обе фигурки выполнены с укороченными пропорциями. А вот третья изображает женщину высокого роста и худощавую. Очень изящная. Четвертая и пятая фигурки очень реалистичны. Существует мнение, что женские статуэтки были воплощением живых палеолитических женщин и представляли эстетический идеал своего времени.
Вырезать фигурки из бивня мамонта актеры не будут, говорит Владимир Корзинкин. В фильме вместо первобытного скульптора покажут первобытного художника. Режиссер планирует снять эту сцену уже в Липецке в Каменном логу.
– Мы не знаем рецептов, по которым первобытные люди изготовляли краску для наскальной живописи. Возьмем краски растительного происхождения, угольную пыль, — рассказывает режиссер. — Потом все рисунки смоем, чтобы не смущать липчан и историков.
Корзинкин признается, что самые затратные по времени и силам игровые эпизоды в фильме будут занимать секунды экранного времени, но именно они ярче всего проиллюстрируют ту жестокую эпоху без центрального отопления, газа и электричества.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости