«Здесь учителей интересует наше мнение по предмету»
В «Стратегии» преподают как кандидаты наук, так и обычные учителя, очень молодые, без грамот и наград, но с большой контактностью и умением общаться с детьми. Фото: Наталья Горяйнова / «Русская планета»

В «Стратегии» преподают как кандидаты наук, так и обычные учителя, очень молодые, без грамот и наград, но с большой контактностью и умением общаться с детьми. Фото: Наталья Горяйнова / «Русская планета»

Репортаж из школы, где дети добровольно толпами ходят на уроки

Почти тысяча школьников со всех концов Липецка каждый день после уроков приезжают в центр дополнительного образования «Стратегия» и снова садятся за парты. Эта школа для одаренных детей работает уже пятый год. Корреспондент «Русской планеты» провела в ней один день.

Первые, кого встречаю в школе — многочисленные бабушки. В ожидании внуков обсуждают школьную программу: портфели тяжелые, задают много, — и с удовольствием рассказывают о своих вундеркиндах.

– Мой Ванечка в прошлом году решил участвовать в олимпиаде по математике — уж очень ему математика нравится, — говорит одна из бабушек Валентина Александровна. — Но призером не стал. А в «Стратегии» был разбор ошибок — ему очень понравилось, как объясняли. Да и другие ребята рассказали, что в «Стратегии» научат «щелкать» олимпиады. Мы вот второй раз сегодня пришли, но он говорит, ему здесь нравится очень. Хотя боюсь — в пятом классе такая большая нагрузка. Столько предметов изучают, а он еще и сюда ходить будет.

Признаться, не ожидала увидеть здесь столько детей. «Стратегия» представлялась этаким элитарным закрытым заведением для победителей олимпиад и отличников. Сейчас в центре образования учатся 650 старшеклассников и 450 малышей. На вопрос, почему «Стратегия» появилась в Липецке, неужели здесь так много талантливых детей, директор центра и доцент кафедры прикладной математики ЛГТУ Инесса Шуйкова отвечает так, как будто ожидала его:

– Мы этот вопрос буквально несколько дней назад обсуждали в Ельце на конференции. И мы там сформулировали понятие: презумция одаренности. Если измерить IQ учащихся, то будет процентов 10 так называемых одаренных детей. Будем заниматься только с ними, упустим других детей, кто хочет просто учиться и узнавать что-то новое. В «Стратегии» не главное — повысить уровень знаний, накачать детей знаниями, подготовить к ЕГЭ. Я сразу родителей предупреждаю — мы к ЕГЭ не готовим. Главное — создать среду, в которой детям будет комфортно и появится желание получать знания. Помню, как у меня самой в школе отбили желание участвовать в олимпиадах. Я не вошла в топ-10, хотя по математике у меня была пятерка. Меня отчитали перед всем классом. Я для себя поняла: в олимпиадах ни в коем случае участвовать не надо. Так что мы детей не трясем, как груши, требуя немедленных результатов. Образование — это вложение в будущее. Мы просто даем им возможность развиваться. Ребята здесь находят общество, которое им близко по духу.

К примеру, литературный класс «Стратегии» второй год переполнен. Никаких проблем ни с чтением книг, ни с восприятием лекций учителя. Родители звонят и благодарят: «Наконец-то дети начали читать» Шуйкова считает, что секрет в правильном преподавателе — в Ольге Михайловне Гречушниковой — и в том, что класс организовали, как свободный литературный клуб.

– Здесь всем дают высказать свое мнение, — как о давно наболевшем, говорит ученица гимназии № 1 Дарья Светличная. — Мы не просто проходим предмет, здесь интересует именно твое мнение по предмету, что ты думаешь, что у тебя в душе.

А в школе не дают высказываться?

– Не то что не дают. Но спрашивают не всех и не всегда. А здесь всех, всегда и не по одному разу.

– И оценки ставят?

– За анализ произведений. Мы его раз в две недели пишем. Но Ольга Михайловна всегда объясняет, почему поставила такой балл.

– А у тебя баллы высокие?

– Не всегда высокие, но всегда обоснованные. Здесь обсуждается каждая работа.

– У Ольги Михайловны, наверное, особая методика, раз к ней так дети идут? — интересуюсь у Шуйковой.

– Ни одной методикой всего не опишешь. Это только человек и его отношение к делу. За то, что сейчас говорю, меня потом будут сильно ругать. Сейчас столько документов, учебников, методик, модернизация идет. Если вчитаться во все эти документы, то они очень грамотные и, наверное, в конце концов дадут результаты. Но главнее всех реформ, документов и методик — личность учителя. В образовании главное — личность, которая тебя воспитала.

Сейчас в центре образования учатся 650 старшеклассников и 450 малышей. Фото: Наталья Горяйнова / «Русская планета»

Шуйкова знакомит меня со старейшим преподавателем «Стратегии», кандидатом химических наук Алевтиной Аникеевой. Стаж работы — 48 лет. Интересуюсь у доцента педагогического университета, не скучно ли работать со школьниками.

– Ну, кто-то тренирует мозги — кроссворды разгадывает, а я с ребятишками олимпиадные задачки решаю. Для меня задачку решить — что конфетку съесть. Да, только со школьниками здесь, в «Стратегии», сейчас и интересно работать, — огорченно вздыхает Алевтина Александровна. — Я раньше в школе всегда любила преподавать — у ребятишек такие свежие мозги, интересные мысли. Когда не было ЕГЭ — нужны были знания, а сейчас детям нужна тренировка. Начинаешь детям что-то больше давать, а дети говорят: «Нам это не надо, на ЕГЭ это будет не нужно». И самое неприятное, что сами учителя в школах говорят: «Алевтина Александровна, мы их готовим к ЕГЭ», — а я-то думала, мы их химии учим. А на биохим сейчас недобор. Да вы, наверное, знаете про этот второй негативный отбор. Кто раньше приходил на биохим в педагогический? Правильно, те, кто не поступил в «мед». А сейчас те, кто никуда не поступил. Какой из него может быть химик, если он сдает обществознание? Сейчас ведь, чтобы поступить в педагогический институт, достаточно сдать ЕГЭ по обществознанию. Студенты биохима порой даже химических формул не знают.

В «Стратегии» преподают как кандидаты наук, так и обычные учителя, очень молодые, без грамот и наград, но, как говорит Шуйкова, с большой контактностью и умением общаться с детьми. На стенах коридора вывешены копии страниц из старых школьных дневников — только не учеников школы, а педагогов.

– Я просила своих преподавателей: покажите детям, что вы в школе не были ботанами. Не очень-то это получилось — много хороших оценок. Но слава Богу, хоть один нашел «двойку» по поведению, — смеется Шуйкова.

Директор ведет меня на первый этаж, показывает свою гордость — свежеотремонтированные и набитые техникой классы. В них есть как специальные наборы Lego и ноутбуки, так и 3D-принтер и квадрокоптер.

– Мы первые в Липецке начали продвигать робототехнику. В прошлом году на это направление у нас пришло сто ребят, в этом году уже больше двухсот, — шепотом, чтобы не мешать корпеющим над новыми моделями третьеклашкам, рассказывает Шуйкова. — «Стратегия» выставила пять команд на всероссийские соревнования по робототехнике. Наши ребята заняли первое место в Казани. Они создали роботов, добывающих вулканическую серу. Теперь ждем приглашения на международную олимпиаду, в Катар.

И тут же рассказывает еще про одну мечту — в «Стратегии» хотят заняться созданием летающих роботов. Очень дорогое по затратам, но очень перспективное, если смотреть в будущее, направление.

Работа центра построена по двум направлениям: группы олимпиадной подготовки, где все друг другу друзья-соперники, и научно-исследовательские группы, где тему для работы выбирают вместе на целый год. Кроме робототехники, популярны физмат и тот самый биохим.

– Вика, здравствуй, рада тебя видеть, — заглядывает в один из классов Шуйкова. — Ты снова на математику?

– Нет, я сестру на математику привела. У нее технический склад ума. Я буду заниматься историей. Я хочу быть востоковедом, китаистом, — непринужденно поддерживает разговор с директором десятиклассница.

– Это перспективно сегодня, — соглашается Шуйкова. — У нас сейчас тесные отношения с Китаем, — и мне поясняет: — Мы привыкли, что у нас дети постоянно меняют направления. Вот Вика в 7 и 8 классах ходила на физику, математику, химию и географию. Выпускница Люба Полянская мне недавно написала, благодарит за учебу в «Стратегии» и сообщает, что поступила в Высшую школу экономики на информационную лингвистику. А у нас ходила на литературу, на олимпиадах всегда занимала места.

В одном из коридоров «Стратегии» есть Аллея славы. На правой стене фотографии победителей всероссийского этапа школьной олимпиады, слева — съемки в администрации города, 27 школьников на приеме у мэра.

– Мы специально придумали, чтобы наших олимпиадников перед отъездом на всероссийский этап напутствовал глава города. Как президент напутствует спортсменов перед Олимпиадой, так и наши школьники слышат в свой адрес теплые слова от первых лиц. Это очень важно для детей — внимание взрослых. У нас ребята вместе с нашим преподавателем Татьяной Петровной Фоминой проводили в прошлом году исследование: на основе математической модели принятия решений и при помощи опроса экспертов принимали решение о покупке транспорта какой-то конкретной марки для управления транспорта Липецкой области. Они общались со специалистами управления. Детям приятно такое общение и внимание, они понимают, что нужны и важны обществу.

А еще, уверена Шуйкова, для развития детей нужны новые впечатления и путешествия. Сейчас она мечтает отправить детей на обучение во всероссийский образовательный центр «Сириус».

«Ходит байка: если с севера Донбасса — значит, зажиточный» Далее в рубрике «Ходит байка: если с севера Донбасса — значит, зажиточный»Как липецкие волонтеры помогают беженцам с Украины Читайте в рубрике «Общество» Как выиграть призы на Alfa Future PeopleГлавной сенсацией фестиваля, который пройдёт с 10 по 12 августа в Нижнем Новгороде, станет анонсированное получение ценных подарков от партнёров Как выиграть призы на Alfa Future People

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»