«Мемориально-панихидная скульптура»
Скульптурная группа «Интернационал» в Липецке. Фото: Наталья Горяйнова

Скульптурная группа «Интернационал» в Липецке. Фото: Наталья Горяйнова

Корреспондент «Русской планеты» выясняла, на что указывают скульптуры Липецка

Памятник революционерам, скульптурная группа «Интернационал», композиционное оформление площади Героев, статуя Ленина на Соборной площади, памятник Петру I — это известные символы Липецка. Все скульптурные достопримечательности Липецка, в принципе, умещаются в один подарочный набор. Небольшое количество художественных памятников, по мнению скульптора Юрия Гришко, объясняется относительной молодостью города. Несмотря на то что недавно Липецк отпраздновал свое 310-летие, как большой город он начал развиваться только с 1954 года, когда получил статус областного центра.

– Большая слабость Липецка, как относительно большого города-полумиллионника состоит в том, что мы ничего не сохранили от старого Липецка, за исключением нескольких домов. Более-менее приличная архитектура у нас стала появляться недавно. До этого были не дома, а тара для жилья. Среди таких домов и не может появиться необходимость поставить скульптуру. Что можно появиться рядом с ширпотребной безликой архитектурой? И только в последнее десятилетие стал формироваться архитектурный силуэт города: какие-то шпили, башенки, неровности. Липецк еще не город, а просто функция. О возникновении какой художественности и пластичной образности можно говорить при такой убогой архитектуре? — говорит «Русской планете» народный художник России, академик Российской академии художеств Юрий Гришко.

По его словам, в Липецке пока развивается лишь «мемориально-панихидная скульптура», и очень мало живой городской скульптуры, которая создает облик города.

– У нас пока устанавливаются памятники серьезного содержания, увековечивающие историческое событие или историческую личность, выдающегося деятеля искусства культуры, но городу крайне не хватает собственно декоративной пластики, садово-парковой скульптуры, которая привносила бы эмоциональную интонацию, тепло, может быть, улыбку, — соглашается с академиком искусствовед, член-корреспондент Российской академии художеств Татьяна Нечаева.

Монументальные композиции в Липецке начали появляться в 70-80 годах, когда отстроившийся город уже мог выделить деньги на свое украшение. Как правило, это были памятники, посвященные Октябрьской революции, Великой Отечественной войне и героям труда. В одном Липецку повезло: несмотря на идеологическую подоплеку, скульптуры были сделаны лучшими художниками страны.

Так, бронзовый Ленин на Соборной площади, установленный в 1982-м взамен гипсового, был создан народным художником СССР Львом Кербелем. Памятник «Интернационал», известный в народе как «The Beatlеs» — российским художником Александром Вагнером. Интерьерный памятник Льву Толстому в Липецком академическом театре и памятник Бунину в Ельце созданы народным художником России Юрием Гришко, а памятник Плеханову – скульптором Евгением Вольфсоном, позже переехавшим в Москву.

– Если монументальная скульптура выполняется хорошим мастером, который понимает специфику этого вида искусства, то из-под руки художника выходит подлинное произведение, на которое время не воздействует, — говорит Нечаева. — Изменится политический строй, эпоха, поменяется художественный язык, но мы с удовольствием будем смотреть на умные и талантливые вещи, пластика которых безупречна. Среди липецких монументалистов не было конъюнктурщиков, которые бы делали что-то только для своего времени. Во всех памятниках запечатлевались общечеловеческие ценности. Вот даже знаменитая работа Александра Вагнера «Интернационал». Она ведь не просто о революционерах. Она о цене всех революций. По сути, в Липецкой области было не так уж много идеологических памятников. Временные, выполненные в гипсе или бетоне, убраны, а серьезные памятники хорошо вписаны в ландшафт города.

Первая попытка украсить Липецк городскими скульптурами, которые не несут идеологического подтекста, была сделана в 1994 году, когда в эксплуатацию было сдано новое здание железнодорожного вокзала. Рядом появились композиции на «железнодорожную» тему: «Дама и носильщик», «Начальник вокзала и обходчик», «Кузнецы».

– Любому городу, а Липецку особенно, необходимо много городской скульптуры, — продолжает Нечаева. — Она очень обогащает ландшафт, создает настроение, воспитывает вкус, разнообразит городское пространство и формирует его. Маленькая пластическая вещь может поставить точку и организовать вокруг себя среду, акцентировать масштабы, и человеку станет удобно.

Нечаева считает, что попытка липецких властей привнести юмор и теплоту на улицы города закончилась неудачно. Металлические фигурки, появившиеся в Липецке в 2008 году, любви у липчан не вызвали. И если молодожены с удовольствием фотографируются у «битлов» Вагнера, то юмористические композиции «Дворничиха» и «Дама с собачкой» сочинского скульптора Акопа Халафяна обходят стороной.

– Если когда-то треть населения была связана с металлургическим производством, не нужно думать, что у людей не развит вкус или нет чувства юмора, — рассуждает Нечаева. — В этих скульптурах и качество невысокое, и вкус сомнительный. К тому же это не оригинально и не остроумно, а было уже кем-то давно придумано, а потом растиражировано. Это ширпотреб. А оценки «прикольненько» для городской скульптуры маловато.

Татьяна Нечаева считает, что городская скульптура может вызывать улыбку, должна провоцировать на эмоции и просто обязана быть эстетически безупречной.

– К сожалению, городская культура развивается не так быстро, как строятся дома. Наш город по своей сути юный, формирующийся, современный, поэтому ему необходима красота. Красота в архитектуре и пластическом оформлении.

Проектов по привнесению красоты на городские улицы у липецких скульпторов много. Николай Рогатнев хочет создать аллею любви в Нижнем парке. В мастерской академика Юрия Гришко уже тесно от скульптур, проектов и заготовок. Который год 76-летний художник мечтает создать в Липецке скульптурный сад-сквер, где в тенистых аллеях можно было бы разместить фигуры Пушкина и Лермонтова, композитора Игумнова и певицы Обуховой, ученого-путешественника Тянь-Шанского и еще нескольких исторических персонажей, прославивших липецкую землю.

– Есть в Липецке красивое место, исторически сложившееся — Верхний парк, — говорит Гришко. — Там можно сделать ряд скульптурных композиций на историческую тему. Туда могли бы приходить учителя с детьми, проводить уроки. Горожане бы приходили отдыхать, назначали бы там свидания. Мы бы сделали небольшие полутораметровые композиции, отлитые в чугуне, поставили бы две-три скамейки и проложили дорожки к следующему тематическому уголку. У нас есть прекрасная набережная, которую тоже можно было бы украсить современными городскими скульптурами на детскую и юношескую темы. Они были бы близки и понятны липчанам: дети на скейтбордах, мама, гуляющая с малышом, создали бы определенное настроение в нашем городе.

Липецкий академик вспоминает Советский Союз, где в культуру, выполнявшую государственный заказ, вкладывались деньги. Сейчас, считает он, такого заказа пока нет.

Кризис долга Далее в рубрике Кризис долгаГрозит ли Липецкой области потребительский дефолт Читайте в рубрике «Общество» Россия ставит «рекорды» по расслоению доходов населенияНа фоне тотальной нищеты миллиардеры страны выглядят страшным пятном Россия ставит «рекорды» по расслоению доходов населения

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»