«С ярушкой можно играть или чему-то учиться»
Глиняная ярушка Татьяны Тереховой. Фото: Софья Милютинская /

Глиняная ярушка Татьяны Тереховой. Фото: Софья Милютинская / "Русская планета"

Как мастер из Липецкой области создает новый художественный промысел

Возможно, скоро в Липецкой области наравне с романовской игрушкой будут считать своим особым сувениром глиняную ярушку — авторскую разработку мастера-ремесленника Татьяны Тереховой. Ее скульптурные композиции имели большой успех на международной выставке «Золотые руки мастеров», всероссийском фестивале «Жар-птица» и ярмарке «Ладья». Работы Тереховой выставляются во многих музеях России, многие из них имеют официальный статус изделий признанного художественного достоинства. «Русская планета» поговорила с создателем игрушки и поняла, почему ярушка — такая теплая.

– Откуда такое название?

– Ярушкой ласково называют реку в моем родном селе Крутом Добровского района. Слово «яр» означает не только обрыв, но и жар, огонь, свет. В моем понимании, игрушка-ярушка должна, во-первых, напоминать о том, откуда она родом — ведь глину я беру в родном Крутом, на склонах реки. А во-вторых — нести людям кусочек света. Недаром я использую только яркие, сочные яичные краски. И роспись, в отличие от дымковской (а романовская игрушка вообще не расписывается), не орнаментальная, а природная: ягодки, цветочки, веточки. Сюжеты ярушки радостные, часто сказочные.

– Когда вы стали заниматься ярушкой?

– Первая скульптурная композиция родилась около 20 лет назад, в середине 90-х годов. Это было трудное время для ремесленников и вообще творческих людей. На наши работы практически не было спроса, люди в первую очередь думали о выживании. Я трудилась в кооперативе дымковской игрушки. Выходило красиво, однако меня не отпускала мысль, что это не совсем мое дело. Однажды в воображении возник юный пастушок около березки, пасущий овечек и барашка. Про себя я назвала его Лелем. Образ был такой живой и не похожий ни на какой известный мне стиль, что я сразу села за работу.

После Леля скульптуры стали рождаться одна за другой: Емеля на печке, дети верхом на косолапом мишке, Снегурочка около елки, «снежная» лошадка с соломенным хвостом и многие-многие другие. Сейчас их уже несколько сотен, если говорить только о крупных композициях. В шутку я называю их «Танюшкины ярушки».

Татьяна Терехова. Фото: Софья Милютинская / "Русская планета"

Татьяна Терехова. Фото: Софья Милютинская / "Русская планета"

– Вы чаще придумываете героев и сюжеты или «подглядываете» в русских народных сказках?

– По-разному получается. Бывает, приеду в родное село, полюбуюсь закатом или рассветом — и столько рождается образов, только успевай воплощать! Бывает, прочту книгу или увижу картину. А бывает, узнаю какую-нибудь житейскую историю, познакомлюсь с человеком — и появляется скульптура как отражение чьей-то судьбы. Так однажды я узнала о сельских школьниках Липецкой области, которые сами, без совета и вмешательства взрослых, создали маленькое общество защиты животных. Назвали «Неизвестные». Взяли на попечение галку, хромую собаку и котенка. Ухаживали за ними и вылечили. Сегодня многие говорят о том, что дети поголовно сидят за компьютерными играми. А тут — пример совершенно другой жизни, по-хорошему несовременной. Я вылепила скульптуру «Неизвестные»: мальчишек и их уже поправившихся питомцев. Попросила знакомую, от которой узнала эту историю, передать ее ребятам как знак моего уважения. Очень хотелось доставить этим школьникам радость.

– Ваши сюжеты — только веселые?

– Как правило. Но есть композиция, которую так не назовешь. Родилась она тоже «из судьбы». Варвара Григорьевна Жданова из села Русановка Долгоруковского района зимней ночью 1941 года возвращалась домой, в оккупированное фашистами село, с младенцем на руках и слепой свекровью. В эвакуации Ждановы не могли прокормиться, а дома было припасено сено для коровы. Свекровь с малышкой сидели в санях, рядом шла истощенная корова, которой эти сани были уже не под силу. А впряжена была... сама Варвара.

Около полуночи, уже на подходе к Русановке, сани окружили голодные волки. Тогда Варвара в отчаянии сказала зверям: «Вы же русские, как и мы! Пропустите нас!» Всю ночь она разговаривала с волками и молилась. А к рассвету стая ушла, Варвара с семьей благополучно добрались до дома. Она пережила войну, вырастила пятерых детей, подняла внуков и умерла уже в глубокой старости.

Эту историю я узнала из газеты. Вскоре родилась большая композиция: волки окружили сани с женщиной и младенцем, корову и девушку с поднятыми вверх руками. Скульптуру передали Варваре Григорьевне. Действительно, она была безмерно удивлена и тронута.

– Судя по всему, вы любите дарить другим радость...

– Да, как, наверное, и любой мастер. Особенно приятно, когда твоим работам радуются дети. У той же дымковской или романовской игрушек возможности для этого не такие, все-таки они созданы не для игры, если, конечно, речь идет не о свистульках. А ярушку можно сделать так, что с ней будет интересно играть или чему-то учиться: к примеру, слепить полянку-подставку и отдельно зверюшек. Все дело в фантазии. Однажды ко мне обратилась липецкая учительница, руководитель научного общества, ученики которой оканчивали школу. Она готовилась провести в научном обществе небольшой выпускной. Придумала сюрприз для ребят, попросила меня воплотить его: полянка, учительская доска, пенечки-стулья, учитель-еж и ученики-ежата. Все детали — отдельно, кроме большого ежа и доски. На выпускном учитель вынесла эту композицию и подарила каждому ученику по ежонку. На подставке-полянке остался у доски учитель-еж, будто в ожидании новых учеников. С тех пор, когда ребята собираются вместе, они приносят с собой эти скульптурки, снова собирают композицию воедино. Так у них родилась красивая традиция.

– А что вы скажете о современном покупателе? Изменился ли он за последние годы?

– Да, изменился, и в лучшую сторону. Ушла некая зашоренность. Где бы я ни представляла ярушку — на престижной выставке в Москве или небольшом парке Липецка, — около стола всегда толпятся люди. Конечно, иногда находятся и недовольные, но без этого не бывает, всем не угодишь. Зато обратите внимание, сколько людей сегодня занимаются разными художественными промыслами! Это говорит о многом. Значит, поднимаются наши мастера. Есть для этого благодатная почва.

Читайте в рубрике «Общество» Путин ответилОтветы на самые актуальные вопросы, которые задали президенту, читайте на Русской Планете Путин ответил

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»