«Если цивилизация рухнет, выживут только туристы»
Режиссер Владимир Корзинкин. Фото из его личного архива

Режиссер Владимир Корзинкин. Фото из его личного архива

Как в Липецкой области снимают научно-популярный фильм о каменном веке

В декабре 2015 года в Липецком областном краеведческом музее откроют большую археологическую экспозицию. В трех залах разместятся более 500 экспонатов, найденных в регионе за последние 100 лет археологических изысканий. К открытию липецкие режиссеры снимают серию документальных фильмов, которая охватит историю Липецкой земли, начиная с каменного века и заканчивая Средневековьем. Корреспондент РП побывала на съемках первой серии, посвященной первобытным людям.

«Довести человека до первобытного состояния просто»

– Главная загвоздка при съемках такого фильма — натура. Если человека довести до первобытного состояния просто — не стричь, не брить и нарядить в меховые одежды, то с природой не поспоришь. Это сейчас на липецкой земле тепло, леса и луга кругом, а 20 тыс. лет назад здесь была настоящая тундра, бегали северные олени, шерстистые носороги и мамонты, — перечисляет мне трудности режиссер фильма, член Союза кинематографистов России Владимир Корзинкин.

Поэтому для съемок он решает выбрать Воргольские скалы. Горы за тысячи лет мало изменились.

Съемочная группа собирается у Копченого камня — так названа одна из Воргольских скал. Скала рассечена огромной трещиной. В ней таится огромная пещера. Согласно легенде, здесь жили первобытные люди, от дыма костра пористый камень скалы сильно закоптился — отсюда и название. Это еще одна из причин провести здесь съемки, поясняет Корзинкин.

Пока устанавливается аппаратура, слежу за перевоплощением цивилизованных хомо сапиенс в первобытных охотников. Среди актеров одни мужчины. Их, признается Корзинкин, легче сделать первобытными. Главным критерием отбора на роль охотников палеолита было наличие «дикой бороды».

– Грима никакого не нужно, — рассказывает один из актеров, фотограф и документалист Сергей Белых. — Волосы я уже давно не стригу. Вот только с бородой пришлось помучиться. Я три месяца не брился. Мне родственники говорят: «С бородой ты на 10 лет старше выглядишь». Но мне еще повезло, она аккуратно растет, во все стороны не лезет — нам же запрещено пользоваться ножницами.

Первым делом после съемок он сбреет бороду — это уже ультимативное требование жены. А сейчас примеряет меховую одежду — ее предоставили реконструкторы.

Какие ощущения? — интересуюсь у Сергея.

– В штанах достаточно удобно, но жарко. В них бы зимой ходить, — говорит Белых. — А вот обувь превосходна. Хоть и обут, но ощущения, как будто босой ногой по земле ступаешь, подошва не мешает чувствовать каждый камушек. Совершенно другая связь с землей.

Игровых эпизодов в фильме несколько: разжигание костра, охота на мамонта и наскальная живопись. Режиссер решает начать с самого, как ему кажется, легкого — добычи огня.

– Огонь в каменном веке добывали тремя способами. Самые распространенные и простые — высекание и трение, — консультирует заведующий отделом археологии Липецкого областного краеведческого музея Александр Гепалов.

Эпизод из научно-популярного фильма об эпохе палеолита. Первобытные люди разжигают костер. Фото из архива Владимира Корзинкина

Режиссер решает, что высечь огонь из кремния будет гораздо быстрее и эффектнее. Однако проходит дубль за дублем, а костер так и остается незажженным. Для съемок остается мало времени: солнце уходит, надвигается гроза — все уже явно нервничают.

– Берите зажигалку, — машет рукой режиссер. — И монтаж нам в помощь.

– Да, если цивилизация рухнет, выживет только мастер спорта по туризму. Ну, может, еще мы, археологи, недельку-две продержимся. Для остальных счет идет на дни, — мрачно, в тон погоде шутит Гепалов.

Барби каменного века

Отснятый игровой материал будет компоноваться с фотографиями архивных экспонатов каменного века и документальными съемками раскопок Гагаринской верхнепалеолитической стоянки. Как жили и чем занимались в свободное время первобытные люди, впервые русским археологам рассказала стоянка первобытных охотников, найденная близ села Гагарина в Липецкой области. Она была открыта, вернее отрыта, еще в 1925 году. Обнаружили ее случайно — при строительстве погреба житель села нашел нагромождение крупных костей. К изучению стоянки археологи возвращались на протяжении нескольких десятилетий.

– Гагаринская стоянка представляла собой жилое поселение с обжитой вокруг территорией. Жилище в Гагарине было округлой формы. В середине размещался постоянный очаг. Здесь изготовляли орудия, охотничье снаряжение. На стоянке были найдены каменные наконечники от стрел. Здесь же обрабатывались шкуры и шилась одежда. Кстати, костюмы современных народов Севера напоминают одежду первобытных охотников, — рассказывает Александр Гепалов.

– И на кого в основном охотились?

– На песца, лисицу, зайца, мелких грызунов. На стоянке было найдено много костей первобытного быка. У нас в музее хранится бивень мамонта. Существует распространенное мнение среди историков, что в каменном веке была распространена коллективная загонная охота. Но есть версия, что наши предки были не только охотниками, но и падальщиками. Все-таки размеры мамонта были таковы, что на него трудно было охотиться. Так что с охотой до сих пор не все понятно.

Зато, по словам археолога, наши исторические предки однозначно были людьми творческими. На Гагаринской стоянке нашли несколько статуэток с изображением обнаженной женской фигуры — так называемые «мадонны палеолита»:

– За все время исследований в Гагарине обнаружено пять полностью законченных женских фигурок. Первая подчеркнуто полной формы. Вторая средних размеров. Обе фигурки выполнены с укороченными пропорциями. А вот третья изображает женщину высокого роста и худощавую. Очень изящная. Четвертая и пятая фигурки очень реалистичны. Существует мнение, что женские статуэтки были воплощением живых палеолитических женщин и представляли эстетический идеал своего времени.

Вырезать фигурки из бивня мамонта актеры не будут, говорит Владимир Корзинкин. В фильме вместо первобытного скульптора покажут первобытного художника. Режиссер планирует снять эту сцену уже в Липецке в Каменном логу.

– Мы не знаем рецептов, по которым первобытные люди изготовляли краску для наскальной живописи. Возьмем краски растительного происхождения, угольную пыль, — рассказывает режиссер. — Потом все рисунки смоем, чтобы не смущать липчан и историков.

Корзинкин признается, что самые затратные по времени и силам игровые эпизоды в фильме будут занимать секунды экранного времени, но именно они ярче всего проиллюстрируют ту жестокую эпоху без центрального отопления, газа и электричества.

Читайте в рубрике «Общество» Как выиграть призы на Alfa Future PeopleГлавной сенсацией фестиваля, который пройдёт с 10 по 12 августа в Нижнем Новгороде, станет анонсированное получение ценных подарков от партнёров Как выиграть призы на Alfa Future People

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»