«Дети в шутку называли мой кабинет вытрезвителем»
Сергей Дедов. Фото из его личного архива

Сергей Дедов. Фото из его личного архива

Как директор сельской школы за три года превратил ее в теплое здание с огородом и гаражом

Сергей Дедов стал директором школы в Дмитряшевке в 2012 году. Вместе с должностью он получил практически не отапливаемое здание с прохудившейся крышей и еще четыре подразделения в соседних селах. Сейчас в теплой школе новая крыша и полы, в теплицах растут овощи, а во дворике скоро появится фонтан. Корреспондент «Русской планеты» съездила в Дмитряшевку.

Первым делом раскорчевал пришкольный участок

У входа в дмитряшевскую школу сталкиваюсь с директором, который спешит куда-то с инструментом в руках.

– Эх, не успел закончить ящик для теплицы, — вздыхает он, и мы проходим в его кабинет.

– Кем вы работали до того, как стали директором?

– Учителем физики в этой же школе. Поэтому о проблемах знал. Ребята в шутку называли мой кабинет вытрезвителем, а на переменах бежали в коридор обнимать батареи.

– Школа вообще не отапливалась?

– Практически. Из 80 имеющихся батарей примерно половина не работала. Когда стал директором, первым делом изменил график работы кочегаров. Если раньше они включали котлы утром, а выключали уже в обед, то теперь работают постоянно.

– И школа начала прогреваться?

– Точнее, она перестала остывать. А газ за счет равномерной подачи удалось сэкономить. В подарок за это администрация села выделила деньги на покупку новых батарей. Старые я перебрал, прочистил и повесил в спортзале вторым рядом, чтобы ребятам было теплее заниматься физкультурой. Помимо этого, полностью заменил ветхие окна и двери на новые.

После решения проблемы отопления Сергей Дедов на полгода «утонул» в бумагах. А 31 декабря 2012 года ему позвонил академик Иван Дедов, главный эндокринолог страны, который когда-то окончил дмитряшевскую школу. Спросил, не надо ли чем помочь. Так у школы появился очень хороший спонсор.

С наступлением тепла директор первым делом раскорчевал пришкольный участок, большую часть которого занимали заросли. Со временем на участке стали выращивать капусту, лук, морковь, свеклу и немного болгарского перца. Сейчас в теплице зеленеют огурцы, лук, петрушка, укроп, зимуют цветы. Дедов говорит, что планирует выращивать и тюльпаны. За этим хозяйством смотрит школьный библиотекарь, агроном по образованию. За счет экономии на закупке основных овощей в столовой появились фрукты и соки.

– Вы с какой стороны подъехали? — внезапно спрашивает Сергей Дедов.

– С заднего двора школы.

– Тогда представьте, что раньше по этой дороге можно было проехать лишь на одной машине. С обеих сторон росли клены, ветви которых уже начали смыкаться. Для того чтобы их убрать, районная администрация выделила трактор, а я договорился с местными фермерами, чтобы они помогли вывезти деревья. Их выкорчевали, и я прокультивировал землю. Теперь планирую посеять на ней газонную траву.

Дети на субботнике. Фото из архива школы

– Фермеры тоже спонсируют школу?

– Да, практически все. А их в селе более двадцати. Был даже один человек, к которому я не обращался, так как знал, что у него серьезные финансовые проблемы. Однако когда школе потребовалась помощь, он сам пришел и дал деньги. Собранных средств хватило не только на ремонт прохудившейся части крыши, но и на то, чтобы построить теплицу и гараж. На следующий год мы сделали внутренний ремонт школы и оборудовали тренажерный зал. С завхозом заменили сгнившие полы, а я поменял везде проводку. Над остальной частью здания крыша появилась лишь в 2015 году. Тогда же были заменены трубы теплотрассы.

Планов еще много. Надо заново покрыть крыльцо центрального входа, поменять раздевалку и сделать внутренний двор с фонтаном и лавочками. Ремонта требуют и многие кабинеты. А в столовой за новыми обеденными столами ребята сидят на старых стульях. Ремонтировать кабинет директора Сергей Александрович собирается в последнюю очередь.

«Ребята сами спрашивают, не надо ли чем помочь»

На благо школы трудятся все: и учителя, и дети. Дедов подает им личный пример.

– Когда я был школьником, меня приучили к труду именно таким образом, — говорит директор. — Конечно, сначала среди родителей учеников были противники. Однако со временем осталась только одна семья, которая отказалась, чтобы их ребенок помогал школе и родному селу. Остальные согласие дали. Сейчас уже и сами замечают, что для их детей субботники не проходят напрасно. Если кто-то из ребят бросает на улице бумажку или пустую бутылку, его начинают укорять уже сверстники. Более того, они настолько привыкли к труду, что, когда у кого-то не получается пройти летнюю практику, он сам подходит и спрашивает, не надо ли чем помочь. Когда у одиннадцатиклассников заканчиваются экзамены, а до торжественного вечера остается несколько дней, выпускники приходят помочь с ремонтом.

Сергей Дедов завел среди учеников традицию очищать от мусора родное село. В первый же год, пройдясь по центральным улицам Дмитряшевки, собрали три мешка. Так и повелось. В нынешнем году субботник проводили дважды: в первый раз накануне Пасхи, когда собрали 3,5 телеги мусора, во второй раз в ноябре. Тогда отходов набралось в 2,5 раза меньше.

Директор считает, что любой труд должен быть вознагражден. После уборки мальчишки и девчонки обычно устраивают пикники, которые помогает провести сельсовет. А на Новый год все, кто работал, получают от фермеров сладкие подарки.

«Однажды я понял, что жизнь проходит впустую, и благоустроил колодец»

Мы уже стоим у выхода, как вдруг Сергей Александрович восклицает:

– Поедем, я вам кое-что покажу!

Садимся в машину, и по дороге он начинает рассказывать:

– В свое время мой дед и отец начали обустраивать в Гудовском логу Богатый колодец. А дед и отец моего друга Геннадия Пополитова взялись за Бедный колодец. Поначалу родники были востребованы, так как воды в селе не было. Когда ее провели в дома, надобность в них отпала. Поэтому, когда родники засыпало, никто даже не подумал их возродить. Но однажды я понял, что жизнь проходит впустую, и решил благоустроить Богатый колодец, а Иван взялся за Бедный.

К роднику ведет лестница, вода стекает в деревянный колодец в виде сруба. По напору струи ясно, что это Богатый колодец.

– Сруб я сделал в память об отце, — замечает мой взгляд директор. — Кстати, вода здесь считается живой. Обратите внимание на ряску.

Немного дальше — другой родник, Бедный. Вода здесь стекает тоненькой струйкой.

– Она считается мертвой, — поясняет Дедов.

Я пробую. По вкусу она совершенно другая.

– Мы с ребятами часто посещаем эти родники. Правда, стоит отдать должное, мусорят на них гораздо реже, чем в селе.

Пока мы разговариваем, подъезжает машина, из нее выходят люди с пустыми бутылками и идут к Богатому колодцу. Спрос на родники все-таки есть и сейчас.

Читайте в рубрике «Общество» Двойной удар по ЕГЭПочему готовиться к экзаменам стало проще? Отвечают создатели успешного российского стартапа TwoStu Двойной удар по ЕГЭ

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»