«Водку всегда пили бесплатно, угощали советские пилоты»
Немецкие летчики. Фото из архива ОКУ «Государственный архив Липецкой области»

Немецкие летчики. Фото из архива ОКУ «Государственный архив Липецкой области»

Чем занимались в СССР немецкие военные летчики

В феврале в Доме кино в Москве подвели итоги презентации кинопроектов. Одной из отмеченных Союзом кинематографистов работ стал проект молодого сценариста Елены Носиковой «Истребитель». Это своеобразный «ремейк» лучших советских фильмов об авиации. Его главной составляющей станет любовная история рейхсмаршала Германа Геринга, который влюбился в русскую девушку Надю, когда проходил обучение в секретной летной школе в Липецке в 20-е годы. Как появился этот миф, и почему липецкие историки считают его спекуляцией, выясняла корреспондент «Русской планеты».

«Геринг был, но другой»

Доктор исторических наук, преподаватель ЛГПУ Юрий Тихонов около 20 лет работал над книгой о деятельности советско-германской летной школы в Липецке. Он собрал воспоминания липчан, которые были вольнонаемными работниками в школе, изучил архивные документы, рассекреченные ФСБ, и дневники немецких летчиков. Но сведений о пребывании Германа Геринга в Липецке так и не нашел.

– То, что в Липецке проходил подготовку рейхсмаршал Геринг, что здесь у него была любовь и были внебрачные дети — это спекуляция чистейшей воды. К сожалению, этот миф получил широкое распространение в самом Липецке и разошелся по России. В Липецке проходило обучение многих курсантов. Среди них было много однофамильцев. В Липецке проходил службу главный инженер Кох. Хорошо хоть его не связали с палачом Польши Эрихом Кохом. Ненадолго липецкого Эрнста Бормана, который построил аэродром, учебные и жилые корпуса в военном городке, «перепутали» с партайгеноссе Мартином Борманом. Но сохранились фотографии Эрнста Бормана, при их сравнении с другим Борманом ясно, что это разные люди, — прокомментировал Тихонов.

Возникновение мифа о пребывании Германа Геринга в Липецке Тихонов связывает со случаем, произошедшим в Испании в 1936 году. Советские летчики сбили немецкого летчика капитана Люфтваффе, который, как выяснилось, проходил секретную подготовку, знал русский язык и которого звали Хербетус Геринг. Как считает Тихонов, на 90% эту подготовку немецкий летчик прошел в Липецке.

– Получается, что какой-то Геринг у нас все-таки был. Люди, с которыми я контактировал, и которые работали в школе, говорят, что в 1929 году проходил обучение Геринг, но этот летчик был высоким и худым. Герман Геринг уже тогда был толстым человеком. Геринг в некоторых областях Германии очень распространенная фамилия, переводится как «селедка».

Еще одной причиной развития такого мифа стали любовные истории между липчанками и немецкими офицерами. Секретная летная школа просуществовала в Липецке 8 лет. За эти годы многие воронежские и липецкие красавицы получили немецкий штамп в паспорте, прописку в Германии и звание «фрау».

«Мы учились у немцев»

16 апреля 1922 года Советская Россия и Германия подписали Рапалльский договор о полном восстановлении дипломатических отношений. Дружеские связи должны были укрепить тайные военные соглашения. Согласно им, рейхсвер получил право создавать на советской территории объекты для испытания военной техники, накопления тактического опыта и обучения личного состава. По Версальскому договору 1919 года Германия лишалась права содержать большую армию, а также ей запрещалось иметь военную авиацию, подводный флот, бронетехнику, производить многие военные материалы. Так на территории СССР появились секретный авиационный центр «Липецк», танковая школа «Кама» и школа химической войны «Томка».

Как рассказал «Русской планете» ведущий архивист ОКУ «Государственный архив Липецкой области» Валерий Поляков, занятия в секретной школе начались 15 июля 1925 года. Ежегодно на содержание школы выделялось около 2 млн марок. За размещение секретной школы в Липецке было несколько факторов.

Дом, построенный для немецких летчиков. Фото: Наталья Горяйнова

– Еще до революции в Липецке базировались авиационные мастерские. Потом размещалась первая эскадрилья «Илья Муромец», — рассказал Валерий Поляков. — Правда, к 1925 году остались лишь два старых уже непригодных самолета.

– У нас техника была типа «летающие гробы», — прокомментировал Тихонов. — После гражданской войны многие самолеты сгнили. Мы даже были заинтересованы в том, чтобы покупать у Германии старые самолеты, но они были сильно изношены. Тогда и стало понятно, что нужно налаживать отношения с немцами. 20–30-е годы XX века — это революция в авиатехнике — появились совершенно другие самолеты: скоростные, цельнометаллические. Германия в это время была на передовых позициях в авиатехнике, к тому же у них был огромный военный опыт. Первым командиром школы стал Штарм, командующий одной из авиаармий в Первой мировой. Так что это мы учились у них.

По словам Тихонова, советские летчики признавали мастерство своих «друзей», так в секретных документах называлась германская сторона. В популярном среди летчиков ресторане в Нижнем парке (не сохранился до наших дней — Примеч. авт.) немецкие асы водку всегда пили бесплатно — угощали советские пилоты.

Поначалу советские летчики даже летали на немецких машинах. Но, как выяснил Тихонов, в 20-е годы советские пилоты с трудом справлялись со скоростными машинами и зачастую разбивали их:

– Был случай, когда в Липецк приехал с визитом представитель военного министерства Германии, в воздух взлетели три самолета и все три самолета новенькие грохнулись.

По словам Тихонова, немецкие военные были заинтересованы в обучении офицерских кадров, Советской России нужны были техники, которые бы умели обслуживать самолеты. Советские летчики также проходили обучение здесь, но в гораздо меньшем количестве, чем немцы. Известно, что в 1927 году вместе с германскими асами в Липецке летал и Валерий Чкалов, чьим именем потом назовут липецкий авиацентр.

Кроме обучения полетам на скоростных цельнометаллических самолетах советская сторона, согласно договору, имела доступ ко всем техническим авиационным новинкам. Инженеры имели право фотографировать как сами самолеты, так и чертежи к ним. Зачастую такое техническое сотрудничество было выгодно и немцам. Первый немецкий автопилот получил название, состоящее из трех фамилий, третья была советского инженера.

Правда, немцы не всегда спешили раскрыть свои технические секреты, на помощь советским спецам приходил обычный шантаж.

– Стало известно, что разрабатывается первый одномоторный истребитель. Немцы попытались не привезти его в Липецк. Советская сторона сразу заявила, что закроет школу, если самолет не смогут изучить советские специалисты, — рассказал Тихонов. — Все, что мы предоставляли, это условия: небо, земля, керосин, бомбы, с конца 20-х немцы уже свои бомбы привозили, чтобы испытывать их. И мы предоставляли прикрытие.

«Глухой город на “Черном море”»

Существовало несколько баз, рассказал Тихонов, где германские военные могли поместить секретную летную школу. Рассматривались такие варианты, как Одесса и Севастополь, где до революции базировались русские аэродромы. Но они находились в запустении и были более доступны для разведок Франции и Польши, которые пытались найти на территории СССР секретные немецкие школы. Долгое время немецкие летчики Петровский пруд (засыпан в 60-е годы XX века, обсуждаются вопросы его частичного восстановления — Примеч. авт.) в шутку называли Черным морем, в память о месте, где могли проходить обучение.

– Липецк в те годы — город глухой, тупиковый, до него было трудно добраться, — прокомментировал Тихонов. — До 1928 года было известно единственное, что где-то под Москвой существует школа. Особенно в раскрытии этой школы были заинтересованы французская и польская разведка. Последнего француза задержали в 1932 году, когда он добрался до Липецка под видом бродячего торговца. Но Липецк маленький город, здесь все на виду, его арестовали.

В Липецк самолеты, по словам Тихонова, доставляли окольными путями. Так, тяжелый бомбардировщик попал в Россию через Китай.

С 1927 года для школы приоритетной стала научно-испытательная работа. Школа реорганизуется в опытную станцию «Вифупаст», затем в 4-й немецкий авиационный отряд. По данным Липецкого областного архива, в 1930 году 4-й авиационный отряд состоял из «178 немцев: административный состав — 85 человек, остальные — летный состав. Русских — 352 человека, вольнонаемные».

Говоря современным языком, существование германо-советской летной школы для Липецка стало хорошим экономическим стимулом. Люди получили высокооплачиваемую работу. Для многих в период голода 30-х годов, когда по городу собирали трупы умерших людей, это стало единственным спасением. Немецкая сторона выплачивала не только зарплату липецким сотрудникам, но и кормила их в своей столовой бесплатно.

В казармах, построенных Эрнстом Борманом, селились в основном одинокие молодые немцы. Семейные летчики и техники снимали целые этажи в частных особнячках в центре города. Липчан, у которых селились германские военные, в одночасье записывали в состоятельные люди. Для своих нужд немцы построили два казино, две лодочные станции, шведский ресторанчик и теннисный корт, последний до сих пор используется липчанами по назначению.

Правда, не обошлось без казусов. Как рассказывает в своей книге «Засекреченный город» Юрий Тихонов, в 1927 году советские власти конфисковали у «друзей» 50 колод карт и 20 комплектов игральных костей, которые предназначались для казино. В СССР эти предметы азартных игр были запрещены для ввоза.

«Так и не смогли полюбить брюквенный суп»

Восемь лет пребывания в Липецке ни для немцев, ни для города не прошли даром. Как рассказал Тихонов, моду на цветочные клумбы в городе ввели именно «друзья». В 20–30-е годы клумбы высаживались только в Нижнем парке. Палисадники же липчан состояли из черемухи, сирени и вишни. Немецкие специалисты, живущие в городе, стали разбивать клумбы во дворе. С тех пор это вошло в привычку липчан и сохранилось по сегодняшний день.

– Мы тоже немцев научили многому хорошему, не только самогон пить, — рассказал Тихонов. — Немцы в Липецке стали завзятыми чаевниками. На нынешней улице Советской, ранее Воронежская, были чайные трактиры. И немцы приучились пить чай в большом количестве, с полотенцем через шею — по-русски. Многие полюбили баню, что для них нетипично.

Правда, немцы так и не привыкли есть русский горячий хлеб. Пекли свой, с картофелем, обязательно давали отстояться ему день. А липчане так и не смогли полюбить брюквенный суп, которым их угощали немцы.

Немецкие летчики. Фото из архива ОКУ «Государственный архив Липецкой области»

Тихонов, основываясь на воспоминаниях липчан, считает, что немецкие специалисты старались подружиться с русским населением. Катали детей на аэросанях, угощали на Рождество яблоками. 7 ноября в честь 10-летия великой Октябрьской революции они пролетали над городом вместе с советскими летчиками. В 1927 году, когда за неуплату арендной платы мог закрыться кафедральный Христорождественский собор, именно немецкие специалисты собрали деньги и внесли недостающую сумму. Правда, они же в годы Великой Отечественной чуть его не разрушили. По отчетам военных специалистов в 1941 году, это была ошибка наводчика. Он упустил всего лишь одну секунду, и бомба упала недалеко от собора.

Отношение к немцам у населения окончательно изменилось, рассказывает Тихонов, когда липчане поняли, что немцы законно женятся на русских девушках:

– У того же Эрнста Бормана была русская жена, единственно что не липчанка. Он ее из Москвы привез. У некоторых немецких генералов были русские жены. И у меня нет таких данных, чтобы они от своих русских жен отказались, даже в условиях фашистской Германии.

По воспоминаниям липчан, собранным Тихоновым, в городе было два места, где немецкие офицеры искали себе русских жен. Это танцплощадка в Верхнем парке (не сохранилась до наших дней — Примеч. авт.) — самая лучшая площадка Липецка и здесь продавали пломбир. Также знакомиться с девушками немцы ходили к Христорождественской церкви в село Студенки (ныне город Липецк — Примеч. авт.).

– Если девушка выходит из церкви, значит она не комсомолка, богобоязненная, а не то-сё, — объясняет предпочтения немцев Тихонов.

Ссоры с местным населением, по словам Тихонова, были тоже в основном из-за женщин. Липецкие парни переворачивали лодки с катающимися парами, а ребятишки в это время таскали у немцев плавающий в воде шоколад.

Начало «малой академии»

Секретная летная школа была закрыта в 1933 году, когда после экономического кризиса в Германии к власти пришел Гитлер. Нацистские настроения среди немецких военных распространились ранее. Как вспоминают липчане, у немцев было любимой шуткой угостить папиросами из пачки с фашистской символикой. ОГПУ стало чаще интересоваться как самими немецкими специалистами, так и липчанами, которые тесно контактировали с ними. На каждого немецкого служащего летной школы было составлено подробное досье.

Из документов ОКУ «Государственный архив Липецкой области»:

«Клесс Макс. (…) Прибыл в 1933 году. Стало известно, что он прибывал с определенными шпионскими заданиями. Для этой цели он вел систематическую обработку некоторых служащих 4-го авиаотряда, применяя при этом приемы опытного разведчика. Пытался добыть сведения о настроениях в Красной армии, а также обо всех местонахождениях в СССР нефти.

Кох Гельмут, 1901 года рождения. (…) Работал главным инженером отряда. В отряде находился с 1929 года. Хорошо говорил по-русски. В курсе всех событий, проводимых в городе. Имел большой круг знакомых среди женщин.

Людвиг Вилли, 1902 года рождения. (…) По специальности фотограф, работал в отряде заведующим фотолабораторией. В отряде находился с 1926 года. Хорошо говорил по-русски, держался за службу в России. Будучи в отряде, чрезвычайно интересовался бытом населения города и села, старался фиксировать отдельные моменты, для чего с помощью фотоаппарата фотографировал нищих, беспризорных, очереди в магазинах, причем все снимки направлял в Германию.

Фосс Гюнтер, 1908 года рождения (…). В отряде находился с 1928 года, работал монтером. Замкнутый, с русскими находился в хороших отношениях. Любил выпить».

Первая встреча немецких и советских асов произойдет в небе над Испанией. Как считает Валерий Поляков, именно благодаря липецкой секретной школе советские летчики были готовы вести воздушные бои, чему учились в небе над Липецком.

Кстати, после закрытия германо-советской школы в Липецке началось обучение испанских летчиков. Как говорит Тихонов, это тема для отдельного исследования историков и краеведов. Но именно в 30-е годы была заложена основа для создания в Липецке «малой академии» советской военной авиации.

«Почему Липецк не бомбили»

– Давайте окончательно развеем миф о пребывании Геринга в Липецке. С Германом Герингом ведь связан еще один миф, что Липецк не бомбили в годы Великой Отечественной войны, якобы по его приказу, — рассказал Тихонов. — Липецк бомбили.

По словам Тихонова, Липецк хоть и находился в стороне от удара основных гитлеровских сил, но пережил несколько авианалетов. Погибло более 300 жителей.

– Хотя в Липецке не было стратегически важных объектов, Новолипецкий металлургический завод был эвакуирован в Челябинск, но, если было что бомбить, немцы бомбили. На заводе Сокол было одно пулеметное гнездо. Немцы совершили 11 налетов, пока этот расчет не уничтожили.

«Где нет школы, там нет села» Далее в рубрике «Где нет школы, там нет села»К чему приведет закрытие сельских школ в Липецкой области Читайте в рубрике «Общество» Как выиграть призы на Alfa Future PeopleГлавной сенсацией фестиваля, который пройдёт с 10 по 12 августа в Нижнем Новгороде, станет анонсированное получение ценных подарков от партнёров Как выиграть призы на Alfa Future People

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»